Андреа Катонэ К 100-летию Коммунистической партии Китая

Андреа Катонэ  К 100-летию Коммунистической партии Китая

____

КАТОНЭ АНДРЕА (Италия, город Бари), редакционный директор журнала «Маркс XXI» (MARX Ventuno) и одноимённого издательства. Статья опубликована в № 2—3 этого журнала за 2021 г. на итальянском языке. Печатается с незначительными сокращениями. Перевод Л.Б.Попова.

 

1. Коммунистическая партия Китая

изменила судьбу страны

Рождение, а затем деятельность КПК на волне Великой Октябрьской социалистической революции изменили судьбу китайского народа. Эта революция дала колоссальный импульс пробуждению китайского народа после «века унижений». Молодая китайская республика во главе

с Сунь Ятсеном с большой симпатией отнеслась к этой революции. Призыв Ленина к пролетариям — объединиться с народами, угнетёнными империализмом, — и создание Коммунистического Интернационала сыграли важнейшую роль. Без коммунистов Китай был бы не в состоянии завершить национально-освободительную революцию. Это было ясно, судя по позициям Гоминьдана и Чан Кайши. Страна не смогла бы завершить национально-освободительную революцию, потому что в качестве её базовой движущей силы рассматривалась компрадорская буржуазия, которая была согласна с тем, чтобы остаться в зависимости от империалистических держав, её интересы были прямо противоположны интересам пролетариата, огромных масс крестьянства, которое составляло основную часть населения страны. Только коммунисты могли осуществить национально-освободительную революцию, так как они опирались народ.

Коммунисты Китая сумели организовать движение сопротивления и вести войну за освобождение против японских захватчиков. И хотя Гоминьдан преследовал коммунистов, они мудро проводили политику единого фронта и привлекли на свою сторону широкие крестьянские массы под лозунгами национального освобождения.

Китайские коммунисты обещали крестьянам освобождение от японских колонизаторов не для того, чтобы поставить в условия экономического гнёта со стороны феодалов и компрадорской буржуазии. А для того, чтобы совместными усилиями поставить и реализовать цели социального и экономического подъёма. Только коммунисты смогли стать одновременно и национальной силой (освобождение Китая от иностранного нашествия), и силой всенародной, тесно связанной с массами. Именно поэтому, когда японцы были окончательно побеждены, китайские коммунисты смогли победоносно завершить войну с Гоминьданом, а его поддерживали США. Если бы Гоминьдан победил, то Китай оказался бы в новой зависимости.

После 1949 года Китай стал проводить грандиозные преобразования. Было организовано массовое обучение, сотни миллионов людей вырваны из состояния безграмотности. Заложены экономические и социальные основы будущего прогресса.

В определённый момент КПК смогла откорректировать свою политику, разработав стратегию развития, соответствующую китайским условиям. Во главе с Дэн Сяопином КПК сделала ставку на развитие производительных сил путём политики реформ и открытости. Компартия смогла сделать этот важный шаг и завоевать доверие масс.

 

2. Создание Компартии Китая

открыло «китайский век»

Компартия Китая провела огромную работу. Сегодня мы можем сказать, что столетие, которое отделяет нас от рождения КПК в Шанхае, является «китайским веком». Китай совершил самые грандиозные преобразования, — с учётом количества людей, в них вовлечённых, глубины и масштабов экономических, социальных и культурных перемен, сжатых сроков этих преобразований. Из полуколониальной страны, эксплуатируемой и ограбленной империалистическими государствами, Китай превратился в мировую державу. Благодаря КПК Китай перешёл из «века унижений» в век национального подъёма.

Эти крупнейшие преобразования совершены благодаря КПК, которая повела страну в 30-е годы прошлого века по пути национального освобождения от японской оккупации и одновременно по пути социальной эмансипации. КПК является стержнем перемен в Китае. Китайский народ принёс огромные жертвы и свершил огромную коллективную работу. КПК вновь вдохнула душу в этот народ, стала катализатором его энергии, смогла понять его надежды и в настоящее время реализует его мечту — «великую китайскую мечту».

 

3. Ключ к успеху Коммунистической партии Китая

Для того, чтобы дать исчерпывающий ответ на этот вопрос, потребовалось бы много страниц. История КПК сложна, она богата различными событиями, в том числе событиями внутренней политической, идеологической, культурной борьбы. Прошу извинить меня за то, что отвечаю на этот вопрос слишком схематично.

Существует и «психологическая» трудность: Вы просите дать оценку и высказать своё мнение о КПК — о самой крупной и самой сильной коммунистической партии, которая когда-либо существовала в истории рабочего движения — у итальянского коммуниста, который пережил в 1991 году распад Итальянской компартии, которая была самой крупной коммунистической партией Западной Европы, но затем последовали провалы попыток (из-за многочисленных и серьёзных ошибок) восстановить компартию. Сегодня мы имеем несколько маленьких коммунистических партий, у которых нет ни веса, ни влияния в итальянской политике. Огромная разница в истории двух партий (основанных почти одновременно, в 1921 г.) заключается в том, что да, КПК совершала ошибки, но она их признала, училась на собственном опыте, преодолевала эти ошибки. КПК не раскололась. Напротив, она заметно окрепла. Итальянским коммунистам этого сделать не удалось. Поэтому Ваш опыт особенно полезен для нас. Это — своего рода предложение серьёзно поразмышлять над собственными ошибками и найти пути их преодоления.

С момента своего основания коммунистические и рабочие партии всего мира действовали не только в условиях борьбы против классового врага в своих странах и на международной арене, но и в условиях внутрипартийной борьбы. И совершали ошибки. В некоторых случаях разногласия были настолько глубокими и коллизии столь серьёзными, что это приводило к расколу партий. Наиболее важные идеологические и политические уклоны, проявившиеся в рабочем движении, хорошо известны. Они были подвергнуты критике, особенно на ленинском этапе.

Таковыми являются:

— «правый уклон»: Ревизионизм, который ставит под сомнение некоторые фундаментальные положения марксизма. Оппортунизм, который отрицает конечную цель коммунистического движения и подчиняет стратегию тактике. «Хвостизм» — стремление не ставить коммунистическую партию во главе масс, а плестись в хвосте за массами, даже тогда, когда они находятся под сильным влиянием буржуазной идеологии, империализма. Тактика ожидания и пассивности, стремление не проявлять инициативу, когда это необходимо, не питая иллюзии на то, что капиталистические противоречия автоматически приведут к социализму.

— «левый уклон»: Догматизм, который означает окостенение в раз и навсегда определённых формулах и не принимает во внимание общественную практику. Сектантство, связанное с догматизмом, оно сводит всю деятельность партии к функционированию секты и не проводит линию на работу с массами. Экстремизм, который превозносит и односторонне радикализирует без всякого диалектического анализа только один аспект ситуации. Ленин называл его «детской болезнью в коммунизме». Авантюризм — стремление зайти в своих действиях далеко, без углублённого анализа соотношения сил. Во многих случаях эти левые тенденции рождаются в ответ на правые тенденции, на ревизионизм и оппортунизм, но о они, впрочем — тоже односторонни и антидиалектичны.

Ленин внёс огромный теоретический и политический вклад в борьбу с этими негативными тенденциями, которые, в конечном счёте, все проистекают из слабого понимания марксистской философии, диалектического и исторического материализма, из-за отсутствия или очень поверхностного анализа реальности и соотношения сил. Некоторые философско-политические работы Мао Цзэдуна («О противоречиях», «О правильном разрешении противоречий внутри народа») внесли значительный вклад в понимание и в борьбу против таких уклонов, которые могут стать источниками ошибок, причём очень серьёзных. Кроме того, одна из основных характерных черт марксизма, развившегося в Китае, стало стремление подчеркнуть диалектическую связь между теорией и практикой. Эту черту особо выделялл Дэн Сяопин, что выразилось в его постоянных призывах «верить фактам».

В столетней истории Компартии Китая негативные тенденции проявились в различные периоды. Можно назвать три ситуации (некоторые из них длились несколько лет, другие — несколько месяцев), отмеченные исключительно острым внутренним напряжением. Ситуации, которые, — если бы они не были бы исправлены, — могли привести к поражению и даже к уничтожению партии и социалистического государства.

Первая ситуация, возникавшая в различных вариантах в 20-е годы и начале 30-х годов прошлого века, получила название «три левых линии». В резолюции по ряду вопросов истории КПК, принятой в апреле 1945 года на седьмой Пленарной сессии шестого созыва Центрального Комитета, критиковались именно «три левых линии».

В основе этих уклонов лежал догматический подход. Догматизм заключался в том, что советские методы применялись в китайских условиях механически, без учёта специфичности социально-классовых отношений в Китае, без должного внимания к огромной и неоспоримой роли, которую играл в этой стране класс крестьянства, а также того факта, что Китай был полуколониальной страной, что «век унижений» колониализма и империализма превратил великую мировую экономическую державу XVIII века в нищую и зависимую страну.

Преодоление этой ситуации заключалось в поиске автономного «китайского пути» к социалистической революции, основанного на анализе специфических условий Китая, в поиске путей к «окитаиванию марксизма». Последний путь находится вовсе не в противоречии, а в полном согласии с пролетарским интернационализмом, который требует

от коммунистов глубоко корениться в своей стране. Всё это может быть реализовано только в случае, если партия учитывает специфику страны, опирается на её историю, культуру и проводит политическую линию, соответствующую этим факторам.

Одним из самых сложных и трудных периодов в истории КНР была «культурная революция», которая, пройдя через фазы, продолжалась

с 1966-го по 1976 год.

Родившаяся для того, чтобы противостоять правым тенденциям, связанным с ревизионизмом Хрущёва, культурная революция довольно быстро приобрела черты опасного и разрушительного экстремистского радикализма, который не проводил различий между противоречиями в самом народе и противоречиями между врагом и народом (как советовал сам Мао в 1957 г.). Радикализма, который рисковал довести дело до гражданской войны и до уничтожения Компартии и КНР. Культурная революция подвергла критике ревизионистскую опасность в одностороннем порядке.

После взлётов и падений КПК полностью восстановила своё политическое руководство страной и контроль над ситуацией. Поскольку политическая борьба в Китае и в Компартии была весьма длительной и

в неё были вовлечены миллионы человек, включая молодые поколения, то политическое и культурное переформатирование партии и китайского общества представлялось исключительно трудным и проблематичным. На левый экстремизм могли бы ответить правым экстремизмом, но КПК, руководимая тогда с большой мудростью Дэн Сяопином, сумела ответить адекватно и сбалансированно на своём III (1978 г.) и особенно на IV Пленуме (1981 г.) XI созыва Центрального Комитета.

Итальянский философ-марксист Доменико Лосурдо, который был пламенным сторонником и пропагандистом китайской революции

на всех её фазах развития, много размышлял над историей рабочего движения и разработал теорию «усвоения исторического опыта». Политическая линия не даётся навсегда, марксизм является открытой наукой, каковыми являются все современные науки после революции Галилея против догматизации учения Аристотеля. Марксисты и коммунисты не являются всё видящим и всё знающим богом, а выступают живыми людьми, которые, будучи вооружены научной теорией, действуют для того, чтобы изменить мир. Идя по этой стезе, они экспериментируют, избирая различные пути, и постоянно должны сверять свои действия с практикой. Они могут делать ошибочные шаги, сбиться с пути, пойти другой дорогой и т. д. Но они могут также, поскольку вооружены марксистской наукой, проанализировать ошибки и учиться на ошибках. Великий революционер — это не тот, кто никогда не ошибается и является непогрешимым сверхъестественным существом. Марксисты — атеисты и не собираются заменять бога для верующих богом для неверующих, преобразовав своего лидера в бога. Великий революционер — тот, кто умеет учиться на ошибках. История развивается не по прямой, а зигзагами. И это особенно верно для истории рабочего движения. Коммунистическая партия велика и сильна не потому, что она никогда не ошибается, а потому, что она способна признать ошибку, способна проанализировать её и извлечь из ошибки уроки. И такая партия станет великой, если её руководители способны правильно вскрыть и объяснить эти уроки всей партии.

Один из лучших примеров этой способности усвоения уроков со стороны КПК однозначно является «Резолюция по некоторым вопросам истории нашей партии со времени основания Китайской Народной Республики», принятая шестой пленарной сессией XI созыва Центрального Комитета Коммунистической партии Китая 27 июня 1981 года.

Её подготовка потребовала более года внутренних дискуссий среди партийных кадров. Большое влияние на неё оказали важные замечания, сформулированные Дэн Сяопином в период между мартом

1980 года и июнем 1981 года.

В Резолюции излагается и одобряется общий историко-политический итог всего опыта КПК и китайской революции, начиная с первых лет существования КНР и вплоть до кончины Мао в 1976 году. Я, не колеблясь, готов назвать историко-философско-политическим шедевром этого Пленума — признание культурной революции экстремистским уклоном. При этом одновременно подтверждалась фундаментальная, бесспорная роль Мао Цзэдуна в деле победы китайской революции и

в строительстве нового Китая.

Дэн Сяопин, как он сам сказал в интервью итальянской журналистке Ориане Фаллачи, не был китайским Хрущёвым, не разрушил, как это сделал Хрущёв на XX съезде КПСС, действительный образ Сталина.

На VI Пленуме ЦК КПК был проведён колоссальный урок исторической диалектики, осуществлён синтез исторических противоречий. Когда Хрущёв разрушал историческую личность Сталина, он тем самым рушил русскую революцию и её достижения, поставив под вопрос основы Советского государства. Напротив, в 1981 году КПК смогла дать правильную оценку прошедшим событиям, сохранила идею исторической последовательности революции и смогла пойти, «щупая руками камни», по пути реформ и открытости, то есть по пути, который позволил Китаю за 40 лет превратиться в современную страну, ей принадлежит фундаментальная роль в обеспечении равновесия в мировой политике.

Я не знаю в деталях и нюансах исторические события, но мне кажется, что китайские руководители усвоили негативный опыт «хрущёвщины» и правильно решили историческую преемственность в политике партии и в китайской революции. И сохранить единство партии. Ведь единство партии достигается в ходе диалектического процесса — напомним важное произведение Мао о «О правильном разрешении противоречий внутри народа» (1957 г.). Здесь необходимы мудрость, дальновидность. Нужны люди глубокие и хорошо подготовленные теоретически, способные различать противоречия «внутри» народа и противоречия между народом и врагами. Всё это требует обучения и подготовки руководящих кадров, хороших партийных школ, высокой культуры руководителей, которые формируются, в конечном счёте, в практической деятельности. После потрясений культурной революции КПК смогла сохранить единство и разумно подойти к диалектике вопросов внутри страны.

3. Третий важный момент в истории КПК — это события 1989 года, когда течение, инспирируемое Соединёнными Штатами, попыталось провести в Китае реформы, аналогичные горбачёвским «реформам», которые привели к разрушению КПСС и СССР, — размахивая лозунгами демократизации и прав человека и подстрекая студентов. КПК, после многочисленных попыток разрешить вопросы путём политического диалога, в ответ на провокации была вынуждена среагировать, применив силу на площади Тяньаньмэнь. Были сотни жертв, и это — большая боль. Но если бы китайцы пошли по пути Горбачёва, политика которого привела к разрушению Советского Союза, погибших от голода и нищеты насчитывалось бы десятки миллионов. В первые годы после 1991-го произошло резкое сокращение населения России — более чем на один миллион в год. После разрушения Советского государства люди умирали от голода и болезней.

Коррупция тоже является опаснейшим уклоном. Если руководитель отдаляется от масс, ставит своё личное благополучие выше благосостояния масс, то он может быть склонён к коррупции. Моралью руководителей должна быть мораль тех людей, которые трудятся на благо народа и компасом в деятельности которых является удовлетворение нужд народа. Совершенно верно поступил Председатель КНР и Генеральный секретарь ЦК КПК Си Цзиньпин, сделав борьбу с коррупцией своим политическим знаменем.

 

4. КПК выступает за строительство общества,

будущая судьба которого будет разделяться

всем человечеством

Включение в 2017 году в Устав КПК положения о том, что партия выступает за создание общества, будущее которого будет разделяться всем человечеством, является чрезвычайно важным в истории международного коммунистического движения, значение которого мы, возможно, до сих пор не поняли. Как я считаю, его основные аспекты следующие:

1) Благодаря политике создания общества, судьба которого будет разделяться всем человечеством, Компартия Китая чётко и однозначно опровергает интерпретации в западных буржуазных СМИ, частично и в СМИ так называемых «радикальных левых сил», согласно с которым КПК является не коммунистической, а буржуазной националистической партией. И действует она якобы в соответствии с националистическими целями — превратить Китай в великую державу и господствовать

в мире. На самом деле, благодаря этому тезису, КПК демонстрирует совсем иное — а это положение стало стержнем китайской политики, оно не осталось только на бумаге, только в Уставе. Достаточно посмотреть многочисленные речи и Си Цзиньпина на международных форумах, на G-20, в ООН, в ВОЗ и понять, что она является действительно интернационалистской коммунистической партией, которая идёт

по пути идеалов классиков марксизма. Действительно, идеалом Маркса и Ленина является универсальность, этот идеал обращается ко всему человечеству. Ведь в пролетарском гимне «Интернационал» поётся, что «с Интернационалом воспрянет род людской». Освобождение пролетариата станет освобождением человечества. Освободив себя, пролетариат и угнетённые народы освободят и всё человечество.

2) Создание общества, судьба которого будет разделяться всем человечеством, — это сложный процесс, который требует борьбы и активных действий. Этот процесс будет сталкиваться с интересами отдельных групп и с негативным национализмом капиталистических государств, который (национализм) привёл к катастрофическим войнам

в XX веке и продолжает действовать в XXI веке. Этот процесс будет проходить поэтапно. Инициатива «нового шёлкового пути», выдвинутая КНР несколько лет назад, является важным моментом на пути создания общества, будущая судьба которого будет разделяться всем человечеством.

3) Это — предложение международного сотрудничества, которое предполагает постепенное развитие каждой страны. Это — подлинное сотрудничество, основанное на взаимовыгодном развитии.

Современный этап развития может привести к исключительно позитивным переменам, но может и вызвать реакционные ответы старых правящих классов и империалистических сил. Мы живём в период глобальных преобразований. Старый мировой порядок, основанный

на однополярности и центризме Соединённых Штатов, не может более сохраняться. Он разрушается день за днём. У нового мирового порядка, основанного на паритетном сотрудничестве и солидарности народов и государств, больше возможностей для того, чтобы сегодня осуществиться. Но он ещё не установился. Нынешний период — это фаза активной борьбы по всем направлениям, и в центре этой борьбы стоит страна, которая благодаря своей дальновидности и стратегической чёткости предлагает осуществить переход к новому порядку, чтобы построить будущее человечества. Это — КНР. Именно поэтому эти вызовы, которые должна учитывать КПК, — фундаментальный стержень и хребет КНР. Китайская Народная Республика является сегодня главной целью нападок империалистических СМИ. На КНР концентрируются атаки ведущей империалистической державы — США. И в этих вопросах нет существенной разницы между двумя основными американскими партиями — республиканской и демократической.

Мы живём в период колоссальных вызовов, вызванных климатическими изменениями, проблемами экологического равновесия планеты. Человечество может справиться с этими вызовами только в том случае, если оно будет руководствоваться универсалистскими и социалистическими принципами. Только рассматривая планету, климат через призму универсалистских принципов, как общий дом, можно принять необходимые меры. Если же использовать принцип частной собственности, то ведут дело к тому, что «другие» устраняются, лишаются своих прав.

КНР продемонстрировала, что она смогла победить в борьбе с голодом и бедностью, и даже в труднейшем 2020 году, несмотря на пандемию COVID-19, достигла своих целей.

Компартии Китая предстоит ответить на срёзнейшие вызовы. Партия находится в центре борьбы за трансформацию международных отношений. Она стоит в первом ряду стран, которые борются за создание нового мирового порядка. Оружие, которое использует КПК, — это

не война, а мирное развитие и сотрудничество, мобилизация миллиардов человек во всём мире на то, чтобы искоренить голод и нищету. Империалистические державы боятся новой роли, которую играет в мире КНР. Эта роль является результатом борьбы за социализм в КНР.

Китайские коммунисты несут сегодня огромную ответственность.

От них, от их решений в значительной степени будут зависеть судьбы мира. 100 лет назад главной задачей КПК было вывести китайскую нацию из «века унижений» и создать единую и действительно независимую республику, свободную от феодальных господ и от компрадорской буржуазии. Сегодня Китай обращён лицом к миру, и задачей КПК стало строительство общества, судьба которого будет разделяться всем человечеством.

Коммунисты, социалистические и прогрессивные силы всего мира несут огромную ответственность за то, чтобы понять нынешнюю ситуацию и работать сообща в целях осуществления глобальных преобразований.

5. Коммунистическая партия Китая —

это великий организм

 

КПК выступает стержнем китайской политической конструкции. Горький опыт разрушения КПСС и СССР является важнейшим уроком, который осознала КПК. В 1989—1991 годах случилось немыслимое — разрушение великой страны, первой страны социализма в мире.

Это разрушение произошло в силу целого ряда причин, среди которых есть и такие, как замедление темпов экономического развития и стагнация. Но вполне ясно, что главные причины разрушения социализма в Европе и в СССР — это, прежде всего, причины политические и культурные. Коммунистические партии, включая КПСС, были подорваны изнутри. Сплочённость и дисциплина в партиях упали, политическая линия становилась всё более туманной, многие руководители, начиная с генсека Горбачёва, отказались от марксизма и от социалистической перспективы и фактически перешли в политический лагерь врага. Политико-экономическая модель капиталистического Запада стала

их моделью. Во время так называемой «перестройки» в СССР распространяются наихудшие фейк-ньюс о социализме, о Сталине. Мощные кампании в печати и дезинформация подорвали веру в социалистические ценности и советскую систему. Руководящая группа Горбачёва работала, — либо по заранее продуманному плану, либо в силу преступной некомпетентности и политического идиотизма, — на то, чтобы постоянно дезориентировать партийные кадры.

Опыт СССР показывает, что классовый враг может завоевать крепость изнутри, если ему удастся завоевать умы её руководителей самого высокого уровня. Это — горький урок, который надо усвоить. Благодаря дальновидности КПК в Китае этого не произошло. Хотя империалисты надеялись на это во время событий в мае 1989 года на площади Тяньаньмэнь. Это не удалось и на Кубе, где народ нашёл в лице Фиделя Кастро стойкого защитника социализма, который не поддался влиянию Горбачёва. Горький урок СССР учит нас, что необходимо проявлять максимальную бдительность, осмотрительность, дальновидность при подборе руководящих кадров. Нужно крепко держать штурвал, двигаясь по избранному пути. Это трудная работа, требующая больших коллективных усилий.

По этому избранному пути Китай пойдёт и дальше, и китайская мечта осуществится, если останется действенной КПК, великий коллективный организм, основанный на принципах марксизма, который изучает и анализирует реальность, обсуждает и предлагает соответствующие меры и проводит их в жизнь. Это огромный организм, в котором все работают сообща, претворяя решения в жизнь и набираясь опыта

на практике. Это — организм, глубоко укоренившийся в обществе, живой, а не склеротический, слепой и глухой, какой была часть КПСС

в конце 80-х годов. Это организм, имеющий антенны и глаза, чтобы понять настроения масс. Все руководители сверху до низу не должны проявлять высокомерия, не должны отрываться от масс. Они должны быть тесно связаны с народом. В СССР и европейских социалистических странах в 80-е годы распространилось выражение «мы и они». Под «они» понимались руководители коммунистической партии и правительства. Коммунистическая партия должна абсолютно избегать такой ситуации, когда массы не признают себя единым организмом с руководителями, чувствуют себя далеко от них, противопоставленными им. Сильной стороной КПК является завет, который оставили партии

её основатели. Связь с массами, нахождение с ними на одном уровне — одна из главных характеристик КПК: Коммунистическая партия и народ как одно целое, как пальцы одной руки. Вот почему политическое и нравственное формирование и поведение руководителей так важны. И пока будет так, КПК и КНР неуязвимы. Очень значимо политическое воспитание масс в духе социализма. Большую роль играют школы марксизма, которые возродил Си Цзиньпин. Исключительно важно жить в гармонии с новыми поколениями, с родившимися на рубеже тысячелетий, которые приходят в жизнь в условиях относительного благосостояния и не знакомы с опытом тяжёлых усилий и жертв, принесённых их дедами и отцами в дело преобразования Китая.

 

6. Коммунистическая партий Китая стимулирует

продвижение социализма во всём мире

Компартия Китая, родившись в 1921 году на базе воззвания Коминтерна, — точно также, как и другие компартии, включая итальянскую и французскую, — с момента своего рождения была важной составной частью международного коммунистического движения. Сам факт создания КПК явился событием исключительной важности: в Коминтерн вступила партия самой крупной по численности населения страны мира. Наконец-то Коминтерн распространил свою деятельность действительно на весь земной шар.

Благодаря КПК теоретические разработки международного коммунистического движения существенно обогатились. Все теоретические назработки и политическая практика, которые создали условия для победы китайской революции, стали важнейшим вкладом в марксизм и

в социализм. КПК разработала и осуществила на практике вопросы путей социалистической революции в отсталой стране, для которой характерным было наличие массового и повсеместно распространённого класса крестьянства. Она смогла отмобилизовать крестьянские массы на революционную войну. Компартия Китая разработала и проводила в жизнь политику единого фронта, сумев объединить народ и изолировать классовых врагов. КПК определила промежуточные этапы социалистической революции, разработав оригинальный этап «новой демократии». Она предложила теорию различных этапов социализма. Компартия Китая соединила универсальность марксизма со специфическими особенностями Китая. Китайская революция стала соединительным мостом для антиколониальных и антиимпериалистических освободительных движений во многих странах «третьего мира».

Теоретическая работа китайских марксистов — это разработки высокого уровня. Если советские марксисты внесли свой огромный вклад, развив диалектический и исторический материализм, то китайские марксисты с Мао Цзэдуном во главе разработали теорию о различии между противоречиями внутри народа и противоречиями между врагом и народом. Эта теория имеет большое значение в политической деятельности, так как позволяет избегать ситуации, при которой какое-то противоречие «внутри» народа могло бы стать противоречием антагонистическим. Аналогичным образом важна идея Дэн Сяопина об этапах социализма и признание того факта, что КНР находится в его начальной фазе. Большое значение имеет и теоретический вклад Си Цзиньпина в концепцию о борьбе за создание общества, будущее которого будет разделяться всем человечеством.

Ещё одним важным аспектом марксистских выводов КПК является признание национальных путей к социализму, при этом понятие «окитаивания» марксизма выступает его теоретическим выражением. Это — огромный вклад в международное коммунистическое движение. Сохраняется общая интернационалистическая цель, но вместе с тем признаётся автономия каждой компартии в разработке решений, направленных на осуществление социалистического выбора, учитывающего специфические характеристики, которые сложный ход истории продиктовал каждой стране. Это опять же большой вклад, необходимый для того, чтобы преодолеть догматические подходы и окаменелости.

Современный вклад Компартии Китая в дело мирового социализма весьма велик. Он осуществляется через глобальную политику КНР, которая развивает инициативы по взаимовыгодному сотрудничеству, среди которых инициатива по «новому шёлковому пути», программы сотрудничества с африканскими странами, Шанхайская организация сотрудничества и многие другие. Эти инициативы выбивают почву из-под ног империалистов и оказывают, таким образом, поддержку силам рабочего движения и социализма.

Наряду с этим, осуществляется растущая политическая и культурная деятельность КПК и важнейших культурных институтов КНР по расширению сотрудничества и диалога с партиями и политическими силами марксистской и социалистической ориентации. На своём личном опыте знаю, что не только Международный отдел ЦК КПК, но и некоторые важнейшие институты при Китайской Академии общественных наук — Институт марксизма, Научно-исследовательский центр мирового социализма — в последнее десятилетие активизировали свою деятельность с целью расширения диалога и взаимопонимания между коммунистическими партиями и социалистическими и прогрессивными силами. Это работа большой важности, которая посеяла семена, и они уже начинают давать всходы. Компартия Китая работает в стратегическом направлении и преследует цель — добиться единства коммунистических сил и сил социалистической ориентации. КПК делает это с большой гибкостью, мудростью и тактом, не оказывая давление и не навязывая своей точки зрения. Я выражаю пожелание, чтобы нынешний «Журнал мирового социализма» публиковался не только на китайском, но и

на других языках, чтобы этот журнал мог бы распространяться и читаться во всём мире.

Будущее мирового социализма. В отличие от 1917 года, когда взрывоопасные противоречия в самом империализме позволяли надеяться, что дни империализма сочтены. Считалось, что речь идёт

об «умирающем» империализме. Но сегодня мы знаем, что дорога к социализму длинна и извилиста, она состоит не только из шагов вперёд, но и из шагов назад, и тяжёлых поражений. И чтобы пройти по этой дороге, требуется много времени. Главным врагом нового подъёма и продвижения вперёд мирового коммунистического и рабочего движения является империализм США.

Мы можем размышлять над путями к социализму, используя две категории, разработанные Антонио Грамши в тюрьме в 30-е годы: «маневренная война» и «позиционная война». Мы не можем прийти к социализму путём одновременной (синхронной) революции во всём мире,

в результате фронтальной атаки (маневренная война). Потому что капитализм — империализм — сохраняет многие позиции в самых различных областях и вряд ли может быть побеждён одним ударом. Если только не разразится разрушительная мировая война. Мировое коммунистическое и рабочее движение продвигается вперёд диверсифицированно, постепенно завоёвывая позиции (позиционная война) и создавая переходные политические формы, переходные государственные структуры, которые не будут сразу социалистическими и проявляющимися как диктатура пролетариата. Но будут основаны на едином фронте трудящихся и национальной некомпрадорской буржуазии

(то есть не подчинённой наиболее агрессивному империализму). При этом предусматриваются формы смешанной экономики с государственной и частной собственностью (аналогичные в некотором смысле модели «новой демократии» в китайской революции).

Экономическая и политическая деятельность КНР, включающая такие инициативы взаимовыгодного сотрудничества, как «новый шёлковый путь» и перспективу создания общества, будущее которого будет разделяться всем человечеством, может содействовать продвижению вперёд к социализму, выбивая экономическую и политическую почву из-под ног наиболее агрессивного империализма.

 

7. Отношения между итальянскими и

китайскими коммунистами

Компартия Китая и китайская революция вызвали огромный интерес у итальянских коммунистов, которых информировали о китайской революции по линии Коминтерна. После Второй мировой войны Итальянская компартия, которая вышла победительницей в борьбе за национальное освобождение против национализма, с растущим интересом следила за продвижением китайской революции вперёд. В 1949 году партии установили официальные отношения.

Генеральный секретарь ИКП Пальмиро Тольятти посвятил китайской революции серию статей, которые публиковались регулярно в период

с мая по ноябрь 1949 года в политико-теоретическом органе партии журнале «Ринашита». Уже в первой статье руководитель ИКП подчеркнул центральную роль Компартии Китая, «активной силы, действующей более четверти века», которая функционирует не только на основе марксистско-ленинского учения, но и работает, «постоянно имея в виду фундаментальные цели, адаптируя одновременно свои конкретные действия с конкретными условиями каждого периода». По мнению Тольятти, твёрдость в соблюдении принципов и тактическая гибкость характеризуют КПК как движущую силу китайского революционного процесса. «Зрелость и политические способности китайских коммунистов, — продолжает Тольятти, — наиболее чётко проявились, когда японский империализм развязал войну против Китая», захватив Маньчжурию

в 1931 году. «Поворот в политике коммунистов был быстр, энергичен, продуман, осуществлён достойными и великими политическими деятелями, тесно связанными со своим народом и сознающими интересы нации». Компартия пошла по пути создания единого антияпонского фронта, а затем, после двусмысленной позиции Чан Кайши, обратилась с прямым воззванием к китайскому народу — создать единый антиимпериалистический фронт. Таким образом, говорится в статье, «партия, которая десять лет назад состояла из нескольких тысяч героических и преследуемых борцов, предстала перед всей страной как единственная сила, способная осуществлять власть в интересах всего народа» на основе адекватной программы. Тольятти подчёркивает национальную функцию Компартии Китая, которую он рассматривает как один из важнейших элементов связи между итальянским опытом и опытом китайским. Генеральный секретарь ИКП отмечает также открытый характер процесса китайской революции, развития этой революции, базирующейся на смешанной экономике переходного периода. Тольятти демонстрирует веру в КПК, которую он оценивает как партию, «обладающую самым богатым опытом, существующим в мире, после опыта большевистской партии», то есть способной довести до конца начатое историческое дело.

После XX съезда КПСС, в международном коммунистическом движении наступила фаза острой полемики между КПСС во главе с Хрущёвым и КПК. Полемика охватила почти все коммунистические и рабочие партии (марксизм-ленинизм или ревизионизм?), касалась вопросы природы империализма, перспектив международного коммунистического движения. В этом контексте и отношения между КПК и ИКП стали напряжёнными, вплоть до прекращения в 1963 году официальных отношений между партиями. Этому предшествовала острая публичная полемика. (См.: О разногласиях между товарищем Тольятти и нами // Женьминь Жибао, 31 декабря 1962 г.; Ещё раз о разногласиях между товарищем Тольятти и нами // Журнал «Хунци». 1963. № 3, 4).

В эти годы ряд итальянских коммунистов, которые поддерживали позицию КПК, вышли из ИКП и создали марксистско-ленинское движение, а затем — несколько небольших марксистко-ленинских партий,

в каждой из которых, в свою очередь, произошли расколы. Эти партии, хотя они в какой-то степени и участвовали в движении студентов и рабочих (период с 1967-го по 1978 год был самым интенсивным периодом массовой борьбы трудящихся за всю историю Италии), не смогли достигнуть действительно массовых масштабов. По своим размерам они были несравнимы с ИКП. В 60—70-е годы итальянские марксисты поддерживали отношения с КПК. Да и в самой ИКП существовали определённые группы, которые смотрели на КНР с симпатией.

В те годы дискуссии внутри международного коммунистического движения в целом, и отношениях между КПК и ИКП в частности, велись с обеих с перегибами и резкими выступлениями крайних идеологических и политических противников, которые не учитывали фактическую реальность и специфические особенности каждой страны. По сути дела, речь шла о том, чтобы утвердить единую модель преобразований и единственный путь к социализму, не признавая то обстоятельство, что могут быть и различные национальные пути к социализму. Пути на основе исторических, экономических, социальных и культурных условий каждой страны. И на этой основе интернациональное единство коммунистического и рабочего движения может быть реализовано и стать более прочным. Китайская революция именно потому и победила, что КПК смогла найти собственный оригинальный путь, основанный на учёте условий своей страны. Итальянская компартия определила этот путь формулой «единство в многообразии».

Главным образом на этой основе в 1980 году были восстановлены отношения между ИКП и КПК. Компартия Китая на III Пленуме ЦК, избранного XI съездом, взяла курс политику реформ и открытости.

Политический поворот, совершённый Дэн Сяопином, был воспринят в ИКП позитивно, партийное издательство «Эдитори Риунити» опубликовало в 1984 году интересную антологию произведений Дэн Сяопина под названием: «Социализм по-китайски. Избранные произведения. 1977—1984 гг.».

В ответ на роспуск ИКП и на переход значительного большинства

её членов в новую «Демократическую партию левых сил» (1991 г.) итальянские коммунисты создали Партию коммунистического возрождения (ПКВ). В неё влились различные идеологические и политические течения как вышедшие из ИКП, так и течения крайних левых сил, которые родились в Италии в десятилетие (1967—1987 гг.) самой активной социальной борьбы. В самой ПКВ возникли течения, стоявшие на резко критических позициях в отношении Китайской Народной Республики. Их представители считали, что КНР пошла по пути капитализма. Сторонники других взглядов, в частности политического течения, сложившегося вокруг журнала «Эрнесто», преемником которого является журнал «Маркс XXI», воспринимали с пониманием и высоко оценивали Компартию Китая и её внутреннюю и внешнюю политику. Благодаря течению коммунистов из журнала «Эрнесто» Партия коммунистического возрождения сохранила отношения с КПК.

В 1998 году в ПКВ произошёл серьёзный раскол, приведший к созданию новой партии — Партии итальянских коммунистов, в которой, благодаря первому секретарю Оливьеро Дилиберто, возобладали взгляды в пользу развития отношений с КПК.

Когда в период с 2009 по 2012 год родилась Федерация левых сил,

в которую объединились ПКВ и ПИК, Компартия Китая пригласила

в страну делегацию представителей этих двух партий, в которую я имел честь быть включённым. Мы ознакомились с огромным опытом КПК, позволяющим понять её выдающуюся роль, и обратили внимание

на большое внимание, которое китайские товарищи уделяют единству коммунистов. В связи с этой поездкой директора двух журналов — «Маркс XXI» и «Быть коммунистом» — этих двух партий опубликовали совместный материал, посвящённый визиту в Китай. К сожалению, сложные внутриполитические события в Италии привели к прекращению деятельности Федерации левых сил, а также к последующим дальнейшим расколам, которые ещё больше ослабили итальянских коммунистов.

В том, что касается моего личного опыта как директора журнала «Маркс XXI» и как организатора, совместно с другими товарищами, конференций, проведённых в Италии Институтом марксизма, то отмечу:

— КПК никогда не вела себя как «патрия-отец». Она всегда осуществляла контакты «на равных», с большим уважением и достоинством

ко всем коммунистическим партиям, даже с самыми малочисленными, число членов которых было на порядок меньше, чем число членов одной районной организации КПК.

— КПК всегда работала и продолжает работать на дело единства коммунистов, без догматизма и сектантства, стремясь понять и изучить положение вещей. Работа, проведённая Институтом марксизма

по подготовке и проведению европейских форумов, была действительно масштабной и бросила в почву важные семена, которые, несомненно, дадут всходы в будущем. Важно, что эти форумы позволили лучше узнать Компартию Китая и познакомиться с теоретической работой китайских марксистов.

— Само предложение ответить на вышеуказанные вопросы, которое было обращено к первым секретарям и даже к бывшим первым секретарям коммунистических партий Италии, выросших из ИКП и участвующих в сети «Solidntet» (Партия итальянских коммунистов, Партия коммунистического возрождения и Коммунистическая партия), — имеет огромное значение.

КПК развивает свою деятельность на международной арене и, поскольку в современной ситуации пока не существует условий для создания нового Коммунистического Интернационала, партия действует с большой гибкостью, открытостью, всегда стремится к диалогу. Именно таким образом КПК вносит свой вклад в поддержку дела интернационализма.

Со своей стороны, итальянские коммунисты обязуются развивать и интенсифицировать отношения с КПК, распространять через свою печать и свои веб-сайты информацию о политических документах и об интересных теоретических исследованиях китайских марксистов. Мы будем продолжать и активизировать нашу работу для того, чтобы укреплять наши двусторонние связи.


Версия для печати
Назад к оглавлению