М.В.Кришьянис (Архангельск). Суррогатное образование или дистанционное мучение.

М.В.Кришьянис (Архангельск). Суррогатное образование или дистанционное мучение.

 С тех пор, как был разрушен Советский Союз, в нашу жизнь стали массово внедряться суррогаты. Сначала это были суррогатные продукты питания и алкоголь, затем суррогатная музыка (фанерные шоу-группы), суррогатная литература (те самые мусорные детективчики и дамские романчики), затем суррогатное телевидение, ну и апогеем всего стало суррогатное образование. А всё потому, что необразованным стадом проще управлять…

Первые шаги начались отнюдь не в марте текущего года, когда под угрозой эпидемии студентов и школьников перевели на дистанционное обучение. На самом деле переход к суррогатному образованию начался гораздо раньше. Первой ласточкой было введение ЕГЭ и насаждение тестирования вместо нормальных устных и письменных экзаменов, затем насаждение Болонской системы «бакалавр-магистр», затем замена понятия «знание» понятием «компетенция» (может ещё 1 сентября объявим не День знаний, а «день компетенций»). Ну и венцом творения стало внедрение дистанционного образования. Эпидемии, однако, и в Российской империи и в Советском Союзе регулярно имели место быть, но никто при этом не лишал права граждан на получение полноценного качественного образования. Школы, техникумы и университеты работали и в годы Гражданской войны, и в годы Великой Отечественной. Даже в самые трагические дни Ленинградской блокады —

под бомбежками и обстрелами, в голод и холод школьники и студенты получали знания.

Теперь же всех посадили на дистанционное обучение. Однако, как изрёк незабвенный политический деятель В.С.Черномырдин: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Вместо дистанционного обучения получили дистанционное мучение. В последнее время по дистанционному обучению очень много отзывов как со стороны учителей и преподавателей, так и со стороны самих школьников и студентов, да и родители также в стороне не остаются. Анализируя эти публикации — а тон их от негативно-нейтрального до криков души наподобие: «Ещё месяц такой работы и от меня уйдут муж, дети и кошка», — что написала одна из учительниц средней школы, приходишь к выводу, что более 90% всех учителей и преподавателей категорически против дистанционного обучения. Есть те, кто относится к этому нейтрально — таких чаще всего можно встретить среди учителей и преподавателей информатики, а те, кто за дистанционное образование — так это педагоги-«новаторы»

(я не случайно беру это слово в кавычки), как правило околоначальственные прихвостни.

Потому как процесс получения образования (как школьного, так среднего и высшего профессионального) — это многогранный творческий процесс, который никак нельзя свести к компьютерной переписке. Живое слово учителя или преподавателя не заменит ни один компьютер, ни один учебник! Не стоит забывать о таких моментах при получении образования, как воспитание, эрудиция, процессы памяти и внимания, интеллектуальное и духовное развитие личности.

Итак, почему же идея дистанционного образования изначально провальная? Я, как преподаватель вуза с 18 летним стажем, выскажу своё мнение. Сначала о средней школе:

Во-первых, материальные возможности. Не у всех школьников есть планшеты и компьютеры. Если даже в Санкт-Петербурге около 17 000 учеников не имеют компьютерных устройств, то что уж говорить о российской глубинке. Возможно, скорее всего, в глухих сёлах, где нет инфицированных, школьники вернулись в классы. А как быть остальным? Кроме того, рассмотрим среднестатистическую городскую семью, состоящую из папы, мамы и двух детей школьников. На всю семью — один компьютер/ноутбук. А если ещё и родители удаленно выполняют свои рабочие обязанности — когда детям учиться?

Во-вторых, медицинский аспект проблемы. Медики рекомендуют детям и подросткам проводить за компьютером не более 1,5—2 часов в неделю. А теперь представим среднестатистического школьника

на дистанционке. Сколько часов он должен провести перед монитором, чтобы выполнить все задания, посмотреть видеоуроки, открыть все ссылки и т. п.? Правильно, 12—16 часов в сутки. Но об этом аспекте дистанционки почему-то никто не вспоминает. Вот и получим на выходе заботу о здоровье нации — от вируса уберегли, но вот зрение и нервы убили полностью.

Во-третьих, КПД дистанционного обучения стремится к нулю. Почему? А потому что не работают механизмы памяти. Уважаемые родители! Не обольщайтесь: то, что ваш ребенок «нашёл» в Интернете в процессе дистанционного обучения, осталось в Интернете, а не в памяти ученика. Эволюционно доли мозга, отвечающие за память, связаны

с моторикой руки (не только с ней, разумеется, но и в том числе). Поэтому процессы непроизвольной памяти активизируются больше, когда человек листает книгу, пишет ручкой. Нажимание кнопок и чтение «выскочившего», а не найденного текста не способствует запоминанию.

И результат получается отрицательный: ребёнок «перелопачивает» горы информации, а в памяти остаётся мизер. Да и произвольная память при сетевом обучении часто не включается. А зачем? Ребенок уверен: если что-то забыл — тут же посмотрит в Интернете. Так зачем напрягаться? Вот поэтому современное поколение школьников и студентов прекрасно разбирается в гаджетах, но обладает крайне узким кругозором и низкой эрудицией.

В-четвёртых, внимание при дистанционном обучении удерживается на изучаемом предмете минут 5—6. А потом начинается механическое скольжение взглядом по монитору, а мысли очень далеки от изучаемого (ибо домашняя обстановка не всегда даёт нужный настрой). Хороший учитель на «живом» уроке способен удерживать внимание ученика все 40—45 минут. Это научные данные. Их подтвердит любой психолог.

Всё, что сказано выше, можно отнести и к среднему профессиональному образованию, и к высшему. Добавим сюда ещё специфические особенности. Колледжи и техникумы, как правило, имеют практико-ориентированное обучение, поскольку обучают рабочим специальностям. Представьте себе дистанционное обучение станочника, слесаря, электрика, автомеханика? Я не представляю!

С высшими учебными заведениями, особенно по инженерным и естественно-научным специальностям, где в процессе обучения выполняется много лабораторных работ, примерно та же картина. Моментально и экстренно за 1—2 дня полноценный курс дистанционного обучения не создать! Я преподаю различные электротехнические дисциплины — электрические аппараты, электрические машины, электрический привод и электротехнику. Мне могут возразить, что вот, есть различные информационные технологии, позволяющие моделировать и

т. д. Да, есть. Но, во-первых, в этих программах можно моделировать лишь процессы, происходящие в оборудовании при тех или иных режимах, само оборудование эти программы не смоделируют. А во-вторых, могут ли студенты в столь авральном режиме сходу научиться работать в этих программах? Ведь и так с введением бакалавриата часть фундаментальных общеинженерных дисциплин сведена к минимуму. Да и потом, часть наших выпускников идёт работать инженерами по эксплуатации электрооборудования, мастерами электроцехов, инженерами службы главного энергетика — они должны уметь работать с реальным оборудованием! И так большинство предприятий по всей стране из-за перехода на бакалавриат недовольно качеством выпускников. Зачем ещё больше усугублять и так непростую ситуацию?

А теперь рассмотрим дистанционное обучение со стороны преподавателя. Наш рабочий день значительно увеличился. Кроме выдачи и проверки заданий на платформе нашего университета добавим сюда неучитываемые нигде консультации по телефону, в социальных сетях и электронной почте. И особенно издевательски звучит вопрос о том, «Стало ли у вас больше свободного времени с введением дистанционного обучения?» в многочисленных анкетах, что мы попутно заполняем.

Но все из нас, равно как и наши студенты (особенно заочного отделения), виртуозно владеют компьютером и предложенными платформами? Кроме того, эти платформы ещё и постоянно «виснут». Консультантов нет — сиди и разбирайся самостоятельно. Да, у нас были курсы повышения квалификации по созданию дистанционного модуля, однако очных занятий там было очень мало, в основном всё шло так же дистанционно. Поэтому многие преподаватели, особенно старшего поколения, испытывают большие трудности с этим дистанционным, простите, мучением. Вверху (я имею ввиду в Министерстве просвещения, а также в Министерстве высшего образования и науки) решили, что дистанционное обучение будет проведено учителями и преподавателями за счёт самих учителей и преподавателей, то. есть на наших компьютерах,

с использованием оплаченной нами Интернет-связи и необходимых Интернет-ресурсов. Причём, за все это нам никто не скажет спасибо, никак не компенсирует наши затраты, но зато контроль со стороны различных чиновников как вузовских, так и более высших рангов вырастет ещё больше.

Не хочется заканчивать на грустной ноте. Дистанционное образование имеет право на существование, но лишь как дополнение к высшему заочному при условии, что оно грамотно подготовлено с методической и технической стороны. Заменять очное обучение в школах, техникумах и вузах на дистанционное нельзя ни при каких обстоятельствах! Ну а чиновникам от Министерства просвещения и Министерства науки и высшего образования, с подачи которых и происходит весь этот кошмар, очень хочется задать такие вопросы: «Доверите ли Вы свою машину автомеханику, который учился дистанционно? Хотите ли Вы жить

в доме, инженер-проектировщик которого учился дистанционно?». Задумайтесь, пока не поздно!

М.В.КРИШЬЯНИС,

старший преподаватель

кафедры электроэнергетики и электротехники

Северного (Арктического) федерального университета

имени М.В.Ломоносова.


Версия для печати
Назад к оглавлению