И.А.Козиков. Ноосферный проект В.И.Вернадского о социально-политическом развитии человечества.

И.А.Козиков. Ноосферный проект В.И.Вернадского о социально-политическом развитии человечества.

КОЗИКОВ ИВАН АНДРЕЕВИЧ, доктор философских наук, профессор факультета политологии Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.

 

Современное человечество, вступив в ХХI век, восприняло от предшествующего столетия весьма противоречивое наследие, которое возникло на промышленной ступени его развития и проявляется в процессе перехода на постиндустриальную, информационную ступень. Произошла и углубилась рассогласованность между достигшими небывалых высот производительными силами (материальными и интеллектуальными) и биосферой, а также между ними и социумом, всей системой отношений между людьми в процессе их жизнедеятельности, что институционально выражено, прежде всего, в общественном устройстве. Всеобщее распространение, в том числе и в процессе глобализации, буржуазно-демократической западной модели общественного устройства, стихийное или сознательное насаждение этой модели

во всех странах мира, навязывание её всем народам, не ведёт человечество к ликвидации названой рассогласованности.

Сегодня явно обозначилась ограниченность и тупиковая перспектива этой модели развития человечества с её безудержной гонкой потребления. Эта модель по своей сути, своими основными ценностями соответствовала индустриальной цивилизации с её промышленной материально-технической базой, является надстройкой, обслуживающей затратную, нерациональную модель общественного производства,

с его огромным нарастанием производственного потребления, омертвлением живого и овеществлённого труда, безудержного расходования ресурсов планеты, в том числе и биосферы, необходимых для жизнедеятельности общества, истощая их в колоссальных масштабах.

В этой модели общественного устройства наряду с ростом народонаселения, ростом его реальных потребностей, обеспечивающих комфорт жизни людей, главным стимулом общественно-полезной деятельности является погоня за прибылью, богатством, за неограниченным накопительством и роскошью. Всё это сопровождается нарастающим неравенством между условиями существования людей. Эта модель также ухудшает в значительных масштабах окружающую среду обитания человечества — биосферу. Современная ступень цивилизации характеризуется глубоким кризисом, кризисом всего способа производства общественной жизни.

В этих условиях, как это было не раз во всемирной истории на переломных этапах развития, человечество стоит перед необходимостью глубокого осмысления последствий своей жизнедеятельности на планете для того, чтобы сохранить своё существование и обеспечить свой прогресс. Важным направлением этого поиска является нахождение рациональной модели общественного устройства, при которой оно смогло бы обеспечить своё прогрессивное развитие, создать лучшие условия жизни для всех людей планеты.

В связи с этим актуальным является обращение к учению В.И.Вернадского о ноосфере. Это учение, над которым он работал около четверти века, представляет собою глобальный проект преобразующей деятельности человечества на планете Земля, выхода человечества

из состояния социальных катаклизмов, кризиса, проект, определяющий базисные подходы достижения им высшей ступени своего прогресса — ноосферного состояния. Это проект, при котором и осуществляется согласованность между созданной человечеством техносферой и биосферой и соответствующим ей социальным устройством всего человечества. Это проект построения на планете Земля гуманной, отвечающей подлинной сути человека, цивилизации.

В.И.Вернадский — крупнейший русский и советский учёный-энциклопедист, гений, великий гражданин, патриот своего Отечества, просветитель, внёсший огромный вклад в развитее российской, советской и мировой науки, мировой культуры, в развитие человеческой цивилизации, нашего Отечества. Учение В.И.Вернадского о ноосфере явилось итогом его длительного жизненного пути. К нему он шёл путём становления как учёного, научного и общественно-политического развития и деятельности. Он был свидетелем крупнейших и глубочайших событий последней четверти XIX и перовой половины ХХ столетия, происходивших в России и в мире в целом. Его представления о новом этапе в эволюции человеческого общества складывались на основе обобщения научных достижений его времени, собственных достижений в развитии им различных направлений естествознания и социально-политической мысли. В научном направлении в своих ноосферных исследованиях В.И.Вернадский осуществил синтез естественных и социальных наук об обществе, практики организации бытия человечества.

С именем В.И.Вернадского связана целая эпоха в развитии естествознания, становлении и развитии ряда отраслей науки. Он стоял у истоков таких наук о Земле, как генетическая минералогия, кристаллография, геохимия, биогеохимия, радиология, космохимия, учение

о природных водах, хронорадиология, хронобиогеохимия, хронобиогеология. Он работал в области метеоритики, гидрохимии, биогеологии, биохимии, почвоведения, физики, истории и методологии науки, хронометрии, изотопии, философских вопросов естествознания, социологии, публицистики, глубоко занимался логикой и методологий научного познания, проблемами пространства и времени, соотношения эмпирического и теоретического знания.

Идеи В.И.Вернадского сыграли выдающуюся роль в становлении современной картины мира. Важными его научными достижениями является учение о биосфере, живом веществе, ставшего базой развития современных представлений об экологических проблемах, о роли человечества на нашей планете, а также учение о ноосфере.

Важно так же отметить, что учение В.И.Вернадского о ноосфере основывается на глубоких философских обобщениях, на совокупности методологических выводов, составляющих новую — ноосферную парадигму анализа исторического процесса. В нём движение бытия человечества рассматриваются в связи с планетарной формой движения,

с Космосом, а эволюция общества обосновывается естественными и историческими закономерностями развития жизни на Земле.

Формирование ноосферных представлений у В.И.Вернадского происходило не только в процессе его научной деятельности, но и в деятельности по организации науки в стране, в педагогической деятельности, в процессе его активной общественно-политической и публицистической деятельности. В течение 20 лет он работал в Московском университете: приват-доцентом, профессором. Заведовал кафедрой, был помощником ректора.

В.И.Вернадский принимал самое активное участие в общественно-политической деятельности. Он был активным деятелем земского движения, одним из создателей Академического Союза в России, борющегося за академическую свободу в области образования в стране. Не будем ретушировать его биографию, он был одним из создателей кадетской партии. Избирался дважды в Государственный Совет. В 1917 году после февральской революции был заместителем министра народного просвещения России. Работал в различных комитетах и комиссиях в системе образования и просвещения. Много занимался публицистической деятельностью, начиная с конца XIХ столетия до 1920 года, когда он после окончания Гражданской войны в стране полностью сосредоточился на развитии и организации науки в рамках Академии наук.

В.И.Вернадский был крупным организатором науки в стране. Его работы касались как организации направлений научных исследований, так и форм организации научных учреждений. С его именем связано становление новых форм научной деятельности, возникновение научных, исследовательских учреждений и организаций современного типа. Он положил начало формированию единой сети научных учреждений в стране. По его инициативе и при его непосредственном участии

в России, СССР было создано около 30 научных, научно-исследовательских институтов и учреждений различного характера.

Учение В.И.Вернадского о ноосфере имеет два наиболее общих, взаимосвязанных и взаимовлияющих аспекта: отношение человека, общества к природе, роль человека в биосфере и аспект эволюции самого общества, его социального развития.

В своём учении о ноосфере В.И.Вернадский раскрыл глубинные взаимосвязи и взаимозависимости живой и неживой природы, общества и окружающей его среды, её связи с космическим пространством, обозначил фундаментальные тенденции и закономерности эволюции биосферы и исторического процесса человечества, его цивилизации. Всё это позволило ему сделать фундаментальный вывод о необходимости и неизбежности изменения социального бытия человечества, перехода его в новое, социально особое — ноосферное состояние и, таким образом, обосновать проект дальнейшего развития человечества, проект создания совершенно нового, гуманного общества на планете Земля.

В основе учения В.И.Вернадского о становлении и развитии ноосферы лежит естественноисторический подход, который рассматривает тесную взаимосвязь между природными основами и историей человечества. В его подходе ноосфера рассматривается как результат геологической, биологической, физико-химической, физиологической эволюции биосферы, её живого вещества, эволюции социальной жизни человечества, его активной исторической созидательной деятельности. Это учение основано на синтезе науки о природе и обществе, является глубоким философским обобщением. Оно основано на совокупности методологических выводов и парадигм, соединяет воедино методы и подходы: естественнонаучный, планетарный, общецивилизационный и другие методы познания.

«Ноосфера» по Вернадскому — это «царство разума», сфера мысли и деятельности. Это новое геологическое явление в истории нашей планеты, когда на смену стихийному процессу развития человечества, его отношения к природе, достигается новая ступень. На этой ступени наука становится геологической силой, развивается до такой степени, что человечество всё больше и больше сознательно и бессознательно в своей трудовой деятельности, основанной на науке, воздействует рационально на биосферу, совершает работу космического характера, разумно преобразует область своей жизни, своё социальное устройство. Это ступень в развитии человечества, когда оно должно переходить от потребительского отношения к среде своего обитания, регулировать своё взаимодействие с биосферой, коренным образом меняя

её облик и строение, сохраняя условия её воспроизводства с целью создания необходимых условий для собственного развития. «Мы, — писал В.И.Вернадский, — присутствуем и жизненно участвуем в создании в биосфере нового геологического фактора, небывалого в ней по мощности... Закончен после многих сотен тысяч лет неуклонный стихийный стремительный охват всей поверхности биосферы единым социальным видом животного царства — человеком... Нет на Земле уголка,

для него недоступного. Нет пределов возможности его размножению. Научной мыслью и государственно организованной, ею направляемой техникой, своей жизнью человек создаёт в биосфере новую биогенную силу... Создание ноосферы из биосферы есть природное явление, более глубокое и мощное в своей основе, чем человеческая история... Эта новая стадия в истории планеты, которая не позволяет пользоваться для сравнения, без поправок, с историческим её прошлым. Ибо эта стадия создаёт, по существу, новое в истории Земли, а не только в истории человечества». (Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. — М., 2002. С. 16).

В своём ноосферном проекте В.И.Вернадский определил и ряд социальных факторов, предпосылок, черт и тенденций становления и развития ноосферы, дал общую характеристику их содержания.

Первой основной предпосылкой перехода биосферы в ноосферу, отмечал В.И.Вернадский, является рост научного знания. «Мы, — считал он, — переживаем сейчас в науке революционный переворот, по силе и по мощности сопоставимый с той социальной и политической революцией, которая выявляется нам в периоде мировых войн 1914—1942 гг.». (Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и её окружения. — М., 1965. С. 335).

Проявление научной мысли в процессе становления ноосферы В.И.Вернадский рассматривал в двух направлениях. С одной стороны,

в процессе общественно-трудовой деятельности людей научная мысль становится новой производительной силой, преобразующей коренным образом общественное производство, становится регулятором и управителем самого процесса этого производства, а также регулятором его отношения к природе, способствует преобразованию условий жизни людей. Поэтому, подчёркивал учёный, в процессе становления ноосферы «интересы научного знания должны выступать вперёд в текущей государственной политике... Государство, которое представляет ей максимальный размах, ставит минимальные преграды, достигает максимальной силы в ноосфере, наиболее в ней устойчиво». (Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Книга вторая. — М.,1977. С. 72).

Как уже отмечалось, В.И.Вернадский показал, что ноосферизация человечества должна сопровождаться и сопровождается его социальной эволюцией. В ходе становления ноосферы в самом социуме так же проявляются и будут проявляться определённые тенденции, формирующие социальные черты его ноосферного состояния, определённую модель общества, соответствующую глубоким закономерностям эволюции биосферы, переходу биосферы в ноосферу. Им было выделено несколько тенденций и предпосылок этого перехода.

Первой социальной предпосылкой становления ноосферы и её чертой В.И.Вернадский считал «единство и равенство по существу, в принципе всех людей, наций и рас», ликвидацию всякого неравенства и гнета. Подчёркивал, что эта предпосылка является не только тенденцией становления и чертой ноосферы, но и научным рассмотрением всемирно-исторического процесса.

В основе этой предпосылки лежат естественные, биологические основы. «Геологический эволюционный процесс, — писал он, — отвечает биологическому единству и равенству всех людей — Homo sapiens и его геологических предков Sinanthropus и др., потомство которых для белых, красных, жёлтых и чёрных рас — любым образом среди них всех — развивается безостановочно в бесчисленных поколениях. Это закон природы. Все расы между собой скрещиваются и дают плодовитое потомство». (Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и её окружения. — М., 1965. С. 327—328).

В.И.Вернадский отмечал, что единство человечества представляет собой новую форму его существования на планете, его власти в биосфере, большую его независимость от её условий. Оно складывалось стихийно и затем выявилось и осмыслилось идеологически, проявляется в таких формах жизни, «которые фактически его усугубляют и укрепляют незаметно для человека, стихийно, без сознательного к нему устремления». (Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Книга вторая. — М., 1977. С.23). В связи с этим он резко осуждал фашизм, в котором видел чудовищное проявление расизма, проповедь всяких расовых концепций, противоречащих естественноисторическому ходу развития человечества, переходу его в ноосферу. И поскольку движение человечества к равенству и единству всех людей планеты является объективным естественным законом эволюции биосферы, постольку

с этим законом нельзя не считаться и нельзя идти против него безнаказанно. Это неизбежно скажется с ходом времени, рано или поздно, так как создание ноосферы из биосферы есть природное явление.

В России, отмечал В.И.Вернадский, проблемы единства и равенства всех рас и народов решаются иначе. Являясь многонациональным государством, она осуществляет реально равенство всех проживающих

в ней народов и рас, показывает пример другим народам.

В учении о ноосфере В.И.Вернадский впервые масштабно и глубоко выявил всемирно-историческую тенденцию эволюции человечества, то, что сегодня обозначается как современная глобализация. Он отмечал, что в период становления ноосферы усиливается единство исторического процесса. Это имеет естественную основу. «Жизнь человечества, при всей её разнородности, — отмечал он, — стала неделимой, единой… Впервые в истории человечества мы находимся в условиях единого исторического процесса, охватившего всю биосферу планеты». (Вернадский В.И. Там же. С. 63). В современном проявлении человечества в новой форме, сложившейся в ХХ веке, отмечал он, единая история человечества, всемирная история «в небывалом обхвате, синтезирующая в единое целое работу всех цивилизаций человечества... Исторический процесс сознаётся как единое для всего Homo sapiens». (Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки. — М., 1986.

С. 222). Единство исторического процесса всё больше проявляется

в объединении человечества, что является необходимым следствием и условием становления ноосферы. В ХХ столетии это единство стало проявляться различными формами жизни. Человечество объединилось в единое экономическое целое. Возрастают технические и экономические связи между различными народами, развиваются средства общения — транспортные, информационные и т. д.

Вместе с формированием единства человечества как объективного естественноисторического процесса, отмечал В.И.Вернадский, изменяются и представления об этом процессе. Идея единства и равенства всего человечества, людей как братьев возникла примерно две с половиной тысячи лет назад. Она не сошла с тех пор с исторического поля человечества, но до сих пор далека от своего осуществления. Медленно, с многосотлетними остановками, создаются условия, дающие возможность её осуществления, реального проведения в жизнь. «Идея

об ... объединении всего человечества становится реальностью только в наше время, и то, очевидно, становится пока только реальным идеалом, в возможности которого нельзя сомневаться». Создание такого единства «есть необходимое условие организованности ноосферы, и

к нему человечество неизбежно придет». (Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Книга вторая. — М., 1977. С. 61).

Рассматривая факторы, способствующие формированию единства человечества, В.И.Вернадский отмечал, что этот переломный характер истории человечества не смогли создать ни философия, ни религия. Создать это жизненно необходимое единство человечества в форме единой государственной организации бессильной оказалась и государственная мысль. Это единство, отмечал он, создаётся, прежде всего, наукой, усилением начал общественного интеллекта, совокупностью человеческой мысли. В связи с этим В.И.Вернадский ставил вопрос о планетарном научном познании, о создании «научного мозгового центра», занимающегося проблемами становления ноосферы, ибо ноосферизация человечества требует интернационализации науки и научно-технического прогресса.

Важным социальным фактором становления ноосферы В.И.Вернадский считал роль народных масс. В связи с этим он отмечал, что в процессе становления ноосферы возрастает роль народных масс в историческом процессе. ХХ век есть век возрастающего значения народных масс. Народные массы получают растущую возможность сознательно влиять на ход государственных дел. Возрастает не только активность народных масс, но и значение их интересов. «Глубокие социальные изменения, давшие опору народным массам, выдвинули их интересы конкретно на первое место и вопрос о прекращении недоедания и голодания стал реально и не может сойти с поля зрения.

Вопрос о плановой, единообразной деятельности для овладения природой и правильного распределения богатств, связанный с сознанием единства и равенства всех людей, единства ноосферы, стал на очередь дня». (Вернадский В.И. Там же. С. 109). Интересы народных масс становятся лозунгом реальной жизни, важной движущей силой прогресса, изменения политики государства. «Исторический процесс на наших глазах коренным образом меняется. Впервые в истории человечества интересы народных масс — всех и каждого — и свободной мысли личности определяют жизнь человечества, являются мерилом его представлений

о справедливости. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого». (Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и её окружения. — М., 1965. С. 328).

Поэтому, подчёркивал В.И.Вернадский, ход исторического процесса, становление ноосферы должен быть направлен на всё большее удовлетворение интересов широких народных масс. Для реализации их интересов, замечал он, необходимо их демократическое и социальное объединение, возрастание их организованности, развитие их образовании. До сих пор эта сторона организации трудящихся по своему темпу и глубине не отвечала духу времени и не обращала на себя достаточного внимания. Эта работа идёт на всей планете вне рамок государств и национальностей. Это столь же необходимая предпосылка ноосферы, как и творческая научная работа. «Демократия не может существовать в сложных условиях ХХ века без такой организации народа». (Вернадский В.И. Публицистические статьи. М., 1995. С. 226). Вместе

с тем, образование народных масс является так же значительным фактором становления ноосферы.

Важнейшим оружием в борьбе трудящихся за свои интересы В.И.Вернадский считал так же новую идеологию, которая, как он отмечал. возникла со второй половины XIX века во всём мире и в Европе,

в период, когда значение жизненных интересов народных масс реально и идеологически, в сознании их государственных людей, впервые во всемирной истории выступило на первое место. Новая идеология опирается на сознание народных масс, выступающих как социальная сила на исторической арене. Она начинает охватывать быстро растущими темпами всё человечество. Однако, полагал он, сейчас мы переживаем переходный период, когда огромная часть человечества не имеет возможности правильно судить о происходящем, и жизнь идёт против основного условия создания ноосферы. Поэтому необходимо формировать у народных масс правильное представление о социальной жизни, формировать у человечества ноосферное сознание.

Следует заметить, что, придавая огромное значение роли народных масс в историческом процессе становления ноосферы, В.И.Вернадский важное место отводил роли личности, роли образованной части общества. Он ставил вопрос о том, чтобы в обществе была национально ориентированная, любящая Россию элита, защищающая интересы народных масс, «творящая творческую созидательную работу, которая имеется в каждом государстве». (Вернадский В.И. Открытия и судьбы. — М., 1993. С. 204).

Важной чертой становления ноосферы В.И.Вернадский считал демократизацию всех общественных процессов, всех форм общественного устройства, а также демократизацию отношений между государствами и народами. Демократизация общественной жизни человечества, усиление демократических основ государственности, отмечал он, также обусловлена глубокими естественноисторическими основами эволюции биосферы. Такая тенденция является длительной во времени, но она пробивает дорогу независимо от форм общественной жизни. Становление ноосферы не представляет однообразного процесса.

Ей соответствует многообразие форм бытия человечества. При всём

их многообразии тенденция их демократизации является неизбежной. А «с поднятием значения науки в государственной жизни неизбежно

в конце концов и другое изменение в конструкции государства — усиление его демократической основы. Ибо наука по сути дела глубоко демократична…». (Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Книга вторая. — М, 1977. С. 68). «В этих новых формах государства будущая власть по-видимому будет принадлежать людям науки». (Вернад-

ский В.И. Очерки и речи. Вып. 1—2. — Пг., 1922. С. 243).

Одной из черт и тенденций становления ноосферы В.И.Вернадский считал нарастание свободы человеческой личности. Нет ничего более ценного в мире и ничего, требующего большего сбережения, уважения, — писал он, — как свободная человеческая личность». (Вернадский В.И. Там же. С. 14). Становление, ноосферы, полагал он, должно сопровождаться созданием необходимых условий для свободы личности, её развития, активного проявления в жизни, в созидательной деятельности,

в самовыражении, в творчестве.

При создании учения о ноосфере, будучи хорошо осведомленным

об истории различных направлений общественно-политической мысли не только России, но и всего мира (читал литературу на 14 языках), В.И.Вернадский большое значение придавал учениям и концепциям, которые в той или иной степени были созвучны его представлениям

о ноосфере. Он отмечал, например, что в понимании роли науки в эволюции человека и необходимости его перехода на новую ступень развития важное место принадлежит представителям утопического социализма, анархизму и научному социализму, которые верно оценили могучую и неотвратимую силу науки для правильного социального устройства, имеющего дать максимум счастья и полное удовлетворение основных материальных потребностей человечеству. В этом смысле, говорил он, эти течения вполне отвечают представлениям о ноосфере как фазе истории нашей планеты.

В.И.Вернадский неоднократно отмечал, что его представления о ноосфере созвучны основной идее научного социализма, учению К.Маркса, что его представление о ноосфере соответствует идеалам социализма. «Маркс и Энгельс, — писал он, — реально положили основы научного социализма, так как путём глубокого научного исследования экономических явлений они, главным образом К.Маркс, выявили глубочайшее социальное значение научной мысли, которая философски интуитивно выявилась из предшествующих исканий „утопического социализма”». В этом отношении «понятие ноосферы, которое вытекает

из биогеохимических представлений, находится в полном созвучии с основной идеей, проникающей „научный социализм”». (Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Книга вторая. — М., 1977. С. 67). Реальное воплощение научного социализма в «тех последствиях, какие они вызвали в социалистической победе социализма в форме большевизма

в России…», идёт в направлении создания ноосферы. (Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки. — М., 1986. С. 177). Построение ноосферного общества, считал он, и есть реализация идеалов социализма. В знаменитой статье «Несколько слов о ноосфере» он подчёркивал: «...Важен для нас факт, что идеалы нашей демократии идут в унисон

со стихийными геологическими процессами, с законами природы, отвечают ноосфере». (Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере // Успехи современной биологии. Т. XVIII. Вып. 2. С. 119).

Следует при этом отметить, что В.И.Вернадский, как сторонник государственности, придавал большое значение роли государства в организации общественной жизни человечества, хотя и видел и отмечал его недостатки, но не принимал взглядов анархизма, отрицающего роль государства в обществе.

В контексте тенденций становления ноосферы В.И.Вернадский рассматривал развитие российского советского общества, особенности его эволюции, его будущее. Он высоко ценил успехи нашей страны, успехи в социалистическом строительстве нового общества, в становлении ноосферы. С социалистическими государствами он связывал возможность государственного созидательного перехода в ноосферу.

«На фоне нового понимания биосферы, перехода её в ноосферу, создание социалистического государства, охватывающего одну шестую часть суши, и идеи, лежащие в его основе, которые вырабатывались

в течение нескольких поколений, — отмечал В.И.Вернадский, — получают исключительное значение. Возможно, что мы видим здесь начало перехода к государственному строю, сознательного воплощения ноосферы».

В.И.Вернадский исходил из того, что в процессе перехода биосферы в ноосферу будет решаться ряд фундаментальных для бытия человечества проблем. Одной из важнейших проблем, которую, как считал В.И.Вернадский, должно решать человечество научно и практически, является автотрофность человечества. «Сейчас, с XIX в., — писал он, — поставлен вопрос, который рано или поздно, но будет разрешён, —

о синтезе пищи для человека вне зависимости от окружающей живой природы. И когда человек эту задачу разрешит умственным процессом, в чём едва ли можно сомневаться, он превратится в автотрофный организм с социальным трудом». (Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и её окружения. — М., 1965. С. 233). Изменение формы питания и источников энергии, используемых человеком, отмечал он, позволит человечеству решить многие социальные вопросы, избавить себя от страданий голода, нищеты, болезней, будет способствовать росту возможностей рационального создания в биосфере культурной среды, её сохранения и воспроизводства.

Другой важной задачей для человечества В.И.Вернадский считал его выход в космическое пространство. В будущем, писал он в конце 30-х годов прошлого столетия, человек начинает реально рассчитывать

на выход «в космическое пространство. Это явилось следствием мощного развития научной мысли, научного исследования и охваченной наукой техники и труда человеческих обществ. И здесь человек находится только на первых ступенях своего развития. Лишь социальная отсталость мешает проявляться совершающемуся перевороту в его реальной силе». (Вернадский В.И. Там же. С. 329, 270—271). Это научное предвидение учёного было осуществлено через два с небольшим десятка лет. Впервые в истории человечества советский гражданин Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый в мире космический полёт. Сегодня человечество серьёзно освоило околоземное пространство, побывало на Луне и готовит полёты на Марс, достигнув своими аппаратами многие другие космические объекты.

В заключении следует отметить, что, разрабатывая ноосферный проект будущего развития человечества, В.И.Вернадский отдавал все свои силы служению России, советской Родине, как он сам отмечал: «посильно принимая участие в Великой Революции». Он положительно характеризовал революционные преобразования, происходившие

в ХХ столетии не только в нашей стране, но и в мире. В.И.Вернадский определял переживаемую эпоху как «эпоху величайшей научной революции и социальной — полной страданий — и интереснейших человеческих достижений…». (Вернадский В.И. Дневники 1941—1943 гг. — М., 2010. С. 274). Вместе с тем, он неоднократно отмечал, что наша эпоха характеризуется глубокими катаклизмами и противоречиями, войнами, нарушающими организованность биосферы и мешающими становлению ноосферы. Он писал, что «в бурях и грозе зарождается ноосфера». (Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и её окружения. — М., 1965. С. 297).Но был уверен, что в жизни человечества факторы, тормозящие его движение в ноосферу, будут преодолены более совершенной общественной организацией. И «стихийно как проявление естественного процесса создание ноосферы в её полном проявлении, — писал он, — будет осуществлено; рано ли, поздно ли, оно станет целью государственной политики и социального строя». (Вернад-

ский В.И. Размышления натуралиста. Книга вторая. — М., 1977. С. 66).

Он надеялся, что предлагаемый им проект развития планетарной цивилизации, в котором будут реализованы его собственные идеалы, гуманистические идеалы человечества с естественноисторической необходимостью будет воплощён в жизнь.

 


Версия для печати
Назад к оглавлению