• Главная
  • Журнал
  • 2017
  • №1 (96) 2017
  • Коммунистическая партия Греции в борьбе за равенство и удовлетворение современных потребностей женщин

Коммунистическая партия Греции в борьбе за равенство и удовлетворение современных потребностей женщин

Коммунистическая партия Греции  в борьбе за равенство и  удовлетворение современных  потребностей женщин

 

Женщины-коммунистки, женщины-деятели международного революционного рабочего движения появились в ходе классовых столкновений, в борьбе за равенство и удовлетворение потребностей женщин. Они черпали свои силы в глубоком осознании цели своей борьбы за ликвидацию эксплуатации человека человеком.

Их пример свидетельствует о необходимости подготовки женских коммунистических кадров, опираясь на практический опыт участия женщин-коммунисток в социально-политической деятельности, на рабочих местах, в учебных заведениях, в семье. Он отражает необходимость Коммунистической партии и Коммунистической молодёжи Греции (КМГ) постоянно действовать в качестве авангарда в борьбе за современные потребности женщины (от детского до пожилого возраста), за их равенство и социальное освобождение, за активное участие женщин в классовой борьбе и их выдвижение в органы рабочего, народного движения, за включение в деятельность массовых организаций.

А это значит, что важной задачей компартии является включение женского вопроса во всю идеологическую, политическую, массовую и организационную деятельность партий. Эта особая идейно-политическая работа партии с женщинами на основе классового критерия должна опираться на внутрипартийную работу в органах партии и органах Коммунистической молодёжи, в партийных организациях, чтобы правильно понимались политические установки партии, её позиция по женскому вопросу. Необходимо прилагать усилия для подготовки из женщин-работниц профессиональных партийных руководителей, вести учёбу молодых женщин, вступивших в партию.

 

                   Материал Компартии Греции к семинару 10—11 ноября 2016 г. в Афинах на тему: «Неравенство женщин в ЕС и остальном капиталистическом мире. Борьба коммунистов». Семинар организован фракцией КПГ в Европарламенте. Перевод греческих товарищей.

Для того чтобы, вступая во взрослую и семейную жизнь, они были лучше подготовлены и могли с классовых позиций преодолевать возникающие проблемы, продолжая участвовать в рабочем движении, в деятельности компартии.

Для того чтобы эта работа приносила ощутимые результаты, нужна коллективная ответственность партийных органов, долгосрочный план и постоянный контроль, а также выдвижение на эту работу подходящих товарищей, которые будут энергично её выполнять.

Важную роль в идейно-политической подготовке членов партии и Kоммунистической молодёжи Греции, нашего актива являются статьи в теоретическом журнале партии «Коммунистики Эпитеориси» и газетах «Ризоспастис», «Одигитис», издаваемые по инициативе партии книги и брошюры. Речь идёт о таких теоретических работах, как «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф.Энгельса, сборник текстов по женскому вопросу К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, а также недавно изданная книга A.Коллонтай «Положение женщины в эволюции хозяйства» (1925). Эти теоретические работы актуальны с просветительской точки зрения, уяснения классовой сущности женского вопроса, нынешнего социального положения женщины, его изменения в истории. Они касаются в основном положения женщины в сфере общественного труда, от которого зависит её положение в семье на основе особых потребностей, вытекающих из её репродуктивной роли, из отношений между двумя полами.

Ныне всё это сохраняет своё значение не только для менее просвещённых женщин, выходцев из рабочей, народной среды, молодых женщин, но и для активных женщин, обладающих классовым сознанием, работниц, состоящих в профсоюзах, студенток, работниц наёмного труда или самозанятых женщин, женщин-учёных, членов и активисток КПГ и KМГ.

Безусловно, двойное угнетение женщин, классовое угнетение и половое неравенство, сегодня не похоже на то, которое было в начале прошлого века и отражено в трудах теоретиков и других представителей революционного рабочего движения. Оно касается и общих гражданских прав (например, в области образования), а также особых прав, касающихся женщин (например, семейное право, введение всеобщего избирательного права). Поэтому изучение литературы, используемые призывы и лозунги должны быть адаптированы к современным условиям.

Например, хотя женщинам и было предоставлено право голоса на выборах, но для большинства женщин, принадлежащих к рабочему классу и бедным слоям населения, избирательное право в значительной степени продолжает носить формальный характер или является объектом манипулирования со стороны капиталистической власти. Иными словами, работница, самозанятая женщина, крестьянка может воспользоваться правом быть избранной с помощью буржуазных партий, но всесторонняя социальная эмансипация женщин происходит только путём включения их в революционное рабочее движение, вступления в коммунистическую партию.

Требуется корректировка лозунга, призывающего к «освобождению женщин от кастрюль». Сегодня, в связи с развитием производительных сил, «рабство индивидуального домашнего хозяйства» имеет иное значение, чем век назад. В большей части мирового капитализма женщина не стирает в корыте, не готовит на керосинке или примусе. Несомненно, в эпоху современного капитализма это ещё можно встретить во многих районах Азии, Африки, Латинской Америки. Вместе с тем имеются женщины-беженки, их дети живут в ужасных условиях даже в европейских странах, например, в Греции. Существуют огромные территории, где живут бездомные женщины, а также мужчины, в результате безработицы и нищеты. В капиталистическом мире широкое распространение получили неофициальная занятость женщин, много самозанятых женщин, отсутствует фиксированное дневное и недельное рабочее времени, интенсивность труда растёт без существенного снятия с женских плеч груза забот и личной ответственности не только за воспроизводство своих сил, но и за детей, а также часто за безработного мужа или родителей, не имеющих страхового полиса, и т. д.

Возможно, в условиях современной классовой борьбы, даже в рядах организованного рабочего, народного движения, считается излишней особая работа среди женщин из рабочих, народных семей для расширения их участия в антикапиталистической, антимонополистической борьбе. То обстоятельство, что сегодня в формально-юридическом плане снят ряд препятствий в отношении права женщин на образование, семейного и наследственного права, приёма женщин в качестве наёмных работниц в отдельных сферах и секторах экономики, не отменяет её неравноправное положение в капиталистическом обществе, которое теперь проявляется в новых формах.

Развитие производительных сил в условиях капитализма привело к относительной экономической независимости женщины от мужчины (согласно данным Европейского союза, сегодня в среднем уровень занятости женщин составляет 63,5% от трудоспособных женщин в странах ЕС). Однако эта независимость не может принять характер принципиального экономического и социального освобождения в условиях существования эксплуататорских отношений. Капитализм заинтересован в увековечении неравноправия, так как оно является источником дополнительной прибыли, повышения степени эксплуатации. В эксплуататорском обществе даже отношение женщины к материнству используется в реакционных целях. Забота о детях, престарелых и инвалидах, ведение домашнего хозяйства остаётся семейным делом и особым бременем ложится на плечи женщин из рабочей, народной семьи. Женщина не освободилась от классового экономического и социального принуждения, как не освободился от него и мужчина. Для такого освобождения необходима социальная и политическая пролетарская революция и установление революционной рабочей власти с целью строительства социализма.

Всё это создает почву, объективно задерживающую развитие политического, классового сознания женщин, препятствует постоянному организованному участию их в борьбе. Ключевым вопросом сегодня является занижение требований, разрыв, существующий между заниженными требованиями и растущими потребностями. Это связано с недостатком политического опыта, отсутствием организации, а также с манипуляцией, страхом, особенно женщин.

Учитывая эти трудности, встаёт необходимость долгосрочного плана работы партийных организаций компартии, привлечения женщин-выходцев из рабочей, народной среды в свои ряды. Вклад, который вносит Отдел ЦК Компартии КПГ в разработку позиции в отношении наёмных работниц, самозанятых женщин, крестьянок, молодых женщин, любых вопросов, касающихся женщин из народа, может иметь решающее значение в усилиях по привлечению женщин в компартию, развитию связей партии с рабочим классом, народом. Мы должны учитывать, к каким группам женщин мы обращаемся, их социальный, классовый статус и возраст.

В частности, в Греции, ряд монополистических корпораций при приёме на работу заключают с работниками трудовые договоры на несколько месяцев и неполный рабочий день. Б`ольшую часть среди таких работников составляют женщины. Процесс партийного строительства, реорганизации профсоюзного движения в ряде секторов (телефонные центры, общепит, туризм, продукты питания и напитки, финансово-кредитный, частная медицина и т. д.) зависит в определённой степени от хода специализации нашей работы с женщинами-работницами, сотрудницами.

Борьба КПГ против буржуазных и

мелкобуржуазных концепций

по женскому вопросу

Важной стороной массово-политической и идеологической работы компартии является мониторинг и анализ реального положения, организация идеологической борьбы против буржуазной стратегии в отношении женщин, реализация которой осуществляется на основе решений ЕС, НАТО, Организации экономического сотрудничества и развития, буржуазных правительств, других механизмов буржуазного государства (местное управление, сфера образования, средства массовой информации и т. д.).

Сегодня необходимы б`ольшие усилия, чем те, что прилагались раньше, так как эксплуататорская система с её буржуазной модернизацией, повлиявшей на положение женщин, а именно законодательство, которое внедрили буржуазные правительства и политики, маскирует современные проблемы, которые испытывает молодая девушка, большинство женщин из народа.

Вся эта буржуазная модернизация внесла определённые изменения в жизнь работницы, служащей, самозанятой женщины. Вместе с тем эти изменения произошли под влиянием завоеваний, достигнутых в странах, где шло строительство социализма, под давлением рабочего и женского движения в капиталистических странах. Одновременно эта модернизация обслуживала потребности буржуазного общества. По мере развития капитализма нужна была образованная женщина, для включения её в капиталистическое производство.

Но в то же время, воспользовавшись существующими трудностями, испытываемыми женщинами при совмещении работы с ведением домашнего хозяйства, ЕС, правительства, капиталисты-работодатели массово, без должной реакции народа, ввели для женщин режим гибкого рабочего времени, режим неполной занятости. По их собственным данным, 76% трудящихся, работающих неполный рабочий день в странах еврозоны, составляют женщины. В результате женщины получают более низкую заработную плату, чем мужчины, и более низкие пенсии. Это происходит ещё потому, что женщины составляют большинство среди неквалифицированных работников. Работа неполный рабочий день означает урезанную зарплату, урезанный стаж, урезанную жизнь. Но женщины вынуждены прекращать работу на длительное время в течение своей трудовой жизни, так как на них лежит основная ответственность по уходу за детьми, пожилыми родителями.

Сейчас призывают к необходимости большего участия мужчин в уходе за детьми, ведении домашнего хозяйства, чтобы ввести режим гибкого рабочего дня и для работающих мужчин. В Европейском парламенте, в соответствующих комитетах рассматривается вопрос о так называемом отпуске по отцовству.

Империалистические объединения и союзы — НАТО, МВФ, ЕС, другие монополистические объединения — проявляют особый интерес к участию женщин в так называемых «центрах принятия решений». То есть к включению их в административные советы предприятий, органы буржуазной власти, предлагают увеличить долю женщин в национальных парламентах. Таким образом они не только оправдывают капиталистическую систему, но и культивируют контраст между полами, скрывают основное противоречие между трудом и капиталом за диполем мужчина-женщина.

Критерием политической позиции является не пол, а то, чьи классовые интересы выражают участники политических процессов. Когда встаёт вопросом об участии женщин в руководстве предприятиями, то часто приводят в качестве положительного примера предприятия, возглавляемые женщинами, где отмечается увеличение прибыли на 6% в год. Но рост прибыли означает усиление эксплуатации трудящихся компании, мужчин и женщин.

Вся эта дискуссия является приманкой для приспособления к системе и манипулирования особенно молодыми женщинами с высшим образованием, небольшой процент которых буржуазия намерена использовать в своих целях. Буржуазия каждой страны понимает, что необходимо готовить женские кадры в интересах капитала, которые будут внедрять буржуазные ценности и идеи в сознание женщин, скрывая от них то, что их классовые интересы противоположны интересам эксплуататоров.

В то же время они стремятся примириться с законом джунглей, который царит сегодня в сфере занятости. Например, в статье «MANPOWER» говорится о возможности представителей буржуазии работы по гибкому графику, которая не требует физического присутствия и может быть руководящей.

Безусловно, колокол звонит не по предпринимателям, а по молодым научным сотрудницам, наёмным учёным, квалифицированным работницам, которые лишены элементарных прав на защиту материнства, на отпуск, льготы. Но матери-исследовательнице, которой необходимо оставлять своего ребёнка для проведения не только библиографических, но и социологических исследований, для работы в лаборатории, социальная инфраструктура — например, детские сады — либо не отвечает элементарным требованиям, либо услуги очень дорогие. В этом смысле феномен «стеклянный потолок»* существует.

Существует много способов «скрыть» классовые корни современного неравенства женщин, что крайне опасно для борьбы мужчин и женщин в рамках рабочего, народного движения на основе их общих классовых интересов.

Например, мнение о том, что неравенство женщины является продуктом, плодом некоего «мужского взгляда», подталкивает к выводу о том, что женщина должна видеть врага в муже, брате, отце, товарище на производстве, а не в капиталистической системе, которая порождает неравенство, бедность, безработицу, отсутствие безопасности для неё самой и её семьи.

Эти концепции и соответствующая политическая практика представляют специфику биологических функций женщин и различия между двумя полами как источник неравного положения женщины. Они подают это как образ мышления, поведения, результат патриархальной власти. Согласно им, взгляды, идеи порождают социальные проблемы, в том числе и женские проблемы. В действительности же идеи рождаются на базе материальных отношений человека, являются их отражением.

В итоге заключают, что проблему дискриминации можно решить на пути законодательных инициатив.

КПГ отнюдь не недооценивает государство, образование, церковь, СМИ, социальную политику, которые легализуют неравенство в обществе. Тот факт, что ошибочные представления о положении женщины в современном капиталистическом мире воспроизводятся не только посредством действий работодателей, но и через поведение мужчин, занятых в органах буржуазной государственной власти, через СМИ, образование, религиозные догмы, не отменяет того, что источником женского неравенства является деление общества на эксплуататоров и тех, кто подвергается эксплуатации.

С одной стороны, воспроизводятся крайне устаревшие и реакционные представления, которые живут и поныне, особенно в наиболее отсталых обществах или в условиях длительного капиталистического экономического кризиса и массовой безработицы. Это представления о том, что женщина, должна заниматься домашним хозяйством, её основной функцией является материнство, она должна быть оторвана от общественного производства и социальной деятельности.

С другой стороны, в наши дни буржуазная пропаганда во имя якобы «свободы» воспроизводит чуждые нам концепции вплоть до иррациональных взглядов на деторождение и усыновление детей.

Концепции «социального пола» рассматривают пол как социальную, лингвистическую конструкцию, как роль, которой общество наделяет своих членов. Речь идёт о концепциях, некоторые из которых не признают половых различий между мужчинами и женщинами как объективный факт, переворачивая реальность с ног на голову. Они не признают, что существует биологическая основа сексуального влечения между мужчиной и женщиной для совершения полового акта, а утверждают, что влечение имеет исключительно социальные причины.

Главное в том, что они абсолютизируют индивидуальный опыт как источник познания, недооценивая социальный опыт и знания, социальную реальность.

Сторонники этих концепций считают, что язык не отражает, а создаёт реальность, говорят, что идентичность строится с помощью речи. Они отрицают наличие объективной реальности, которая существует независимо от человеческого сознания и отражается им, с помощью опыта, языка.

Слово, например, больше, чем просто символ. Это не простой контракт с целью, чтобы мы понимали друг друга. Оно имеет материальную основу, связано с объективными отношениями и отражает их историчность. Когда мы обозначаем что-то словом, то делаем это потому, что это уже существует, а не для того, чтобы его создавать. Точно такой же смысл выражает объективное отношение индивида к миру, несмотря на то, что формируется субъективно.

Так они искажают понятия классового и расового угнетения женщин, в результате не учитывают особых социальных потребностей женщин в связи с их репродуктивной ролью. Они скрывают, что проблемы в отношениях между двумя полами — проблемы общения, поведения — имеют свои корни, родились тысячи лет назад в первом классовом обществе.

Пока существует частная капиталистическая собственность, будут воспроизводиться индивидуализм и конкуренция, эгоистичный образ жизни, которые оказывают влияние на рабочий класс, народные слои и разрушают общественные отношения, отношения между мужчинами и женщинами, личные отношения. Стимул капиталистического производства — прибыль, проникает в качестве экономического стимула в сам институт семьи, воспроизводя экономическое, социальное, культурное принуждение. То, что регулируется законодательно в капиталистическом обществе — это экономические отношения родителей с детьми.

Организация борьбы против этих концепций и основанной на них политической практики, вместе с программными разработками компартии при использовании положительного и отрицательного опыта классовой борьбы, построения социализма в XX веке, может вывести на более высокий уровень наши усилия по развертыванию идеологической, политической, массовой борьбы, по включению женщин в рабочее, женское, в народное движение. Так давайте, как компартия, сделаем более решительные шаги по сближению партии с работницами, женщинами из народа, особенно молодыми женщинами, а также по включению их в органы компартии.

Важность особой деятельности рабочего,

народного движения среди женщин,

опыт автономного женского движения

КПГ вместе с KМГ, используя разнообразные формы работы до 2018 года в рамках празднования 100-летия компартии, стремится использовать исторический опыт, показать, что КПГ открыла женщинам путь к участию в общественно-политической классовой борьбе в рамках профсоюзного движения, радикального женского движения. КПГ стремится показать огромный опыт, накопленный нашей партией в работе с трудящимися женщинами, в разработке политических, массовых целей борьбы за права трудящихся женщин, самозанятых работниц, работниц неформального сектора, так называемых домработниц, портних, уборщиц.

Коммунистки и сторонницы КПГ участвуют в женских организациях, деятельность которых ориентирована на классовый подход к женскому вопросу. Речь идёт об организациях и объединениях, входящих в Федерацию женщин Греции (ОГЕ). В этих женских организациях участвуют женщины из рабочего класса, народа, независимо от их политической принадлежности.

Вокруг ОГЕ сплачиваются работницы, безработные, самозанятые женщины, крестьянки, молодые матери, студентки, пенсионерки, эмигрантки. Кроме того, есть женщины, которые занимаются только домашним хозяйством. Одни раньше участвовали в женском движении, другие познакомились с коллективной, радикальной деятельностью через организации и объединения, входящие в ОГЕ, расположенные рядом с их местом жительства.

Коммунистки, участвующие в радикальном женском движении, пытаются разработать содержание и найти формы деятельности, требования и лозунги, выдвигаемые в борьбе, которые могут способствовать сплочению большего количества женщин из рабочей и народной среды, их классовому пробуждению. Эти наработки помогут повысить компетентность органов рабочего, народного движения, чтобы они могли проводить аналогичную специализированную деятельность с целью повышения уровня организации женщин.

Существует опасность того, что даже классово сознательные женщины могут подходить к женскому вопросу как к абсолютно интегрированному в рабочее, профсоюзное движение, так как женщины и мужчины работают вместе почти во всех отраслях промышленности, во всех секторах социальной сферы, во всех сферах государственного управления и вместе состоят в одних и тех же профсоюзных организациях. К этому вопросу однобоко могут подходить коммунистки-студентки, которые больше не испытывают сегрегации по признаку пола в системе среднего образования, как раньше, или гендерного барьера в системе высшего образования.

Фактом является то, что сегодня, по крайней мере, классово ориентированные профсоюзы в своих заявлениях выдвигают требование «равной оплаты за равный труд», то есть требование равенства женщин и мужчин в системе капиталистической эксплуатации. Однако на практике они затрудняются понять, как именно капиталисты и их государство нарушают равноправие путём степени эксплуатации мужчин и женщин или почему в действительности цена женской рабочей силы как товара ниже мужской рабочей силы. В частности, значительное число женщин занято на низкооплачиваемых работах, они ущемляются в связи с беременностью, более представлены в работах с неполной, частичной занятостью и т. д.

В то же время большая часть руководства, особенно средних профсоюзных организаций, слилась с правительственным, работодательским синдикализмом, во имя «равенства» поддержала реакционные правительственные, работодательские меры в отношении работающих женщин. Например, выравнивание пенсионного возраста для женщин и мужчин, отмена запрета на работу женщин в ночное время или ограничение этого запрета и другое.

Общей проблемой, которая касается и классово ориентированных профсоюзов, федераций, рабочих центров, тех, кто сегодня в Греции сплотился вокруг Всерабочего боевого фронта (ПАМЕ), является очень низкий уровень участия женщин в руководстве профсоюзов, даже в секторах, где трудится большое число женщин. Даже тот факт, что не проводилось глубокого анализа об участии женщин в руководстве профсоюзного движения, является выражением отсутствия осознания важности, уяснения современных форм женского вопроса.

Предпринимаемые в последние годы усилия по совместной деятельности женских организаций с рабочими и народными организациями антимонополистической направленности помогли повысить внимание к содержанию и формам особой работы с женщинами. Речь идёт об осуществлении совместных инициатив по поводу увольнений беременных женщин, работающих на предприятиях, условий труда женщин-работниц, а также по вопросам, которые в целом волнуют рабочую, народную семью: материнство, здоровье, возросшие потребности в профилактике здоровья женщин, образование и социальное обеспечение, спорт, культура, вопросы беженцев и мигрантов, насилие в отношении женщин.

Но главным и наиболее сложным вопросом является терпеливая работа по повышению активности женщин в народном движении, по объединению их в антимонополистической, антикапиталистической борьбе.

Отдел ЦК КПГ по вопросам равноправия женщин.

Источник: https://e.mail.ru/message/14787066010000000422/


Версия для печати
Назад к оглавлению