Первый Манифест конференций по экосоциализму. 18 тезисов экосоциализма

Первый Манифест конференций по экосоциализму. 18 тезисов экосоциализма

Я хочу, чтобы великое большинство, единственное большинство — все могли говорить, читать, слушать, цвести. Я за ту борьбу, что навсегда покончит с борьбой. Я за ту суровость, что искоренит суровость. Я выбрал путь и верю, что этот путь приведёт нас к человечности на все времена. Я борюсь за доброту — всеобъемлющую, широкую, неизбывную.

Пабло Неруда. Признаюсь: я жил. Воспоминания.

Этот Манифест, принятый на конференциях по экосоциализму, развивает направление, заданное международным Манифестом по экосоциализму, опубликованным в 2002 году и Декларацией по экосоциализму, одобренной в Белеме в 2009 году, чтобы открыть путь для нового политического проекта.

Он широко обсуждался в рамках Конференции по экосоциализму, организованной Левой партии 1 декабря 2012 года в Париже. С тех пор было получено и учтено сто тридцать три поправки по содержанию документа от более чем тридцати авторов с разными взглядами.

Этот синтез предлагается всем заинтересованным: организациям и отдельным гражданам, как во Франции, так и за рубежом, всем тем, кто признает экосоциализм.

Этот «Манифест экосоциализма» будет обсуждаться в течение всего года и приведёт к дальнейшей дискуссии на втором этапе заседаний по экосоциализму в декабре 2013 года. В состав Комитета Конференции входят следующие лица: Матье Агостини, Поль Ариес, Гийом Этьеван, Лоран Горуст, Сьюзан Жорж, Жанет Абель, Дамьен Жолитон, Стефан Лавиньот, Матье ле Канг, Жак Леришом, Микаэль Лёви, Жиль Монсийон, Коринн Морель Дарльё, Арно Мюнстер, Даниэль Обоно, Анита Розенхольк.

Информация о постоянном форуме экосоциализма находится на сайте: ecosocialisme.com

18 тезисов по экосоциализму

4 февраля 2013 года

I.Что такое экосоциализм?

1. Конкретная и радикальная альтернатива. Экосоциализм не является утопией, к которой реальный мир должен приспособиться. Это гуманистический ответ на вопрос, как выйти из двойного тупика, в котором на сегодняшний день оказалось человечество по причинам развития современных способов производства и потребления, истощающих человечество и окружающую среду. Этот ответ требует таких идей и радикальных политических действий, которые изменили бы суть вещей.

Наши действия направлены против двух активных движущих сил современной системы: капитализма и продуктивизма.

Капитализм навязывает рыночные отношения с целью создания новых источников доходов буквально из всего. И потому он должен ответить за социальное неравенство, за существующую глобализацию, при которой царствует демпинг как в социальной, так и в окружающей природной среде, загрязняется окружающая среда и вносятся негативные изменения в экосистему.

Продуктивизм истощает природные ресурсы и изменяет климат. Потребительская идеология является его естественным продолжением. Широко используя рекламу, она возводит материальное накопление в ранг закона. Мы называем подлинных виновников, сформировавших эту систему. Это — мировая финансовая олигархия, правительства, находящиеся под влиянием лобби транснациональных корпораций, без демократического контроля со стороны широких слоёв населения; идеологи, проповедующие конкуренцию, «свободный и честный» капитализм и свободную торговлю. В противовес им, социализм является альтернативой для выхода из кризиса и развития основного человеческого интереса: справедливое распределение богатства, создание новой системы экономического потребления, сохранение климата, экосистемы и её разнообразия.

2. Парадигма основного интереса. Надо отметить, что ещё до появления какой-либо человеческой идеи по данной теме, человек являлся и является составной частью экосистемы, в которой он жил и живёт. Они неразрывно связаны друг с другом. Это относится ко всем людям, несмотря на различия. А в нашей зависимости от экосистемы мы все становимся похожими друг на друга. Существует единый общечеловеческий интерес, который имеет тесную связь с другим не менее насущным интересом: сохранить экосистему, которая делает возможной жизнь человека на Земле. И это можно осуществить только при помощи коллективного справедливого распределения. Как же оно может быть справедливым, если одни доминируют над другими? Поэтому экологическая парадигма обращается к понятиям демократии, социального равенства и феминизма. Эти условия необходимы для того, чтобы гражданские дебаты могли проходить без вмешательства олигархических, догматических или патриархальных сил. И, наконец, при обсуждении основного человеческого интереса, каждый из нас должен думать не о том, что хорошо для него одного, а о том, что хорошо для всех. Этот принцип лежит в основе универсализации человеческих прав, гражданственности, как долга, и республики, как необходимости. Такова разумная связь, которая объединяет политическую экологию и всеобщую социальную республику. Именно эту глобальную политическую теорию мы называем экосоциализмом. Речь идёт о гуманизме и о социалистическом универсализме в их конкретных проявлениях.

3. Новая политическая модель левого направления. Экосоциализм — это новый политический проект, который осуществляет синтез абсолютно антикапиталистической экологии и социализма, свободного от продуктивизма. Он предполагает слияние крупных течений левых сил в новую политическую парадигму. Нам необходим такой проект общества, альтернативного капитализму. Он намечает перспективу в борьбе за эмансипированное прогрессивное общество, при котором исчезнут уничтожение окружающей среды и эксплуатация человека человеком. Наш проект экосоциализма учитывает человеческие потребности и возможности планеты. В нём пересматриваются общественная полезность производства, наши способы потребления, наши реальные нужды, конечная цель производства и способы её достижения.

4. Обновление социализма. Социализм всегда был направлен на эмансипацию человека. Она осуществляется путём справедливого распределения богатства, демократизации власти и всеобщего образования каждой женщины и каждого мужчины. Эти положения всегда были нашей программой. Но отныне мы знаем, что эмансипация не может быть достигнута только бесконечным увеличением производства: это не позволяет экосистема, обеспечивающая возможность существования человечества. В силу данного утверждения возникает настоятельная необходимость дать определение новой модели прогресса, исключив из неё капиталистическую систему. Должны быть пересмотрены не только система производства и обмена, но также и содержание производства и способы потребления. Этот подход влечет за собой, как следствие, осуществление комплекса социальных и политических мероприятий. Он заставляет думать по-новому о том, что действительно является человеческим прогрессом в условиях сохранения экосистемы. В этих условиях мы предлагаем новое изложение освободительной стратегии действий за будущее человечества. Это новое понимание и соответствующая программа действий и являются экосоциализмом. Его методами являются конкретные радикальные меры, экологическое планирование и гражданская революция.

II. Выход из идеологических тупиков

5. Ложь «зелёного капитализма», риски в защите окружающей среды. Наша экология является социальной, она — продолжение исторической борьбы левых сил. Мы отбрасываем мистификацию, которая имеет место в некоторых взглядах на видение экологии, когда совмещают экологию с либерализмом. Мы развенчиваем «зелёный капитализм», который под прикрытием «устойчивого развития» захватывает новое пространство с целью извлечения максимальной выгоды, поддерживает империалистическую динамику и недолговечность. Мы отказываемся вести экологическую дискуссию, которая довольствуется обвинениями в адрес каких-либо индивидуумов. И таким образом снимает основную ответственность с безостановочного продуктивизма. «Зелёный капитализм» отказывается бороться со способами капиталистического производства и потребления и отказывается видеть происходящую эксплуатацию наиболее слабых и грабёж стран Юга. Мы отвергаем то, что могло бы представлять из себя салонную экологию, отдалённую от простого народа, лишённую серьёзной критики мировой экономики, социального видения и эффективных действий в отношении окружающей среды.

Наша экология рассматривает вопросы, касающиеся окружающей среды, наряду с критикой экономической системы, а также социальной борьбой и вовлечением в неё широких гражданских слоев.

6. Социал-демократическое препятствие. Мы отказываемся от социал-демократической доктрины, согласно которой справедливое распределение богатства возможно лишь после резкого возрастания ВВП и повышения мирового потребления. Эта доктрина содержит двоякое противоречие. С одной стороны, она поддерживает финансовый капитал и предполагает, что справедливое распределение богатства организуется на основе «роста производства». Она не принимает во внимание накопления, которые существуют ныне. Но мы знаем, что богатства уже есть и не надо ждать, чтобы добиться их справедливого перераспределения. Монополизация богатств достигнута капиталистами путём эксплуатации трудящихся.

С другой стороны, эта доктрина основывается на модели бесконечного расширения производства, что является пагубным для человеческой цивилизации. ВBП не является индикатором, отображающим уровень жизни общества. Конечно, совершенно необходимо, чтобы каждый человек стал обладателем основных благ. Необходима резкая активизация деятельности в интересах всего общества. Однако надо отметить, что резкий подъём экономики, так сказать «слепой», не может по своей природе отвечать социальным потребностям.

Он является ещё менее желательным и пригодным с точки зрения защиты экосистемы, природных богатств и климата. Следовательно, мы не ставим во главу угла экономический рост и не ждём положительный эффект от режима жёсткой экономии, проводимой правительством. Мы не верим ни в один из этих процессов.

III. Проводить новую экономическую политику,

стоящую на службе человеческого прогресса

7. Экономику на службу удовлетворения потребностей. Экосоциализм стремится направить экономику и продуктивную систему на службу человеческим потребностям. Этим он отличается от «политики предложения», которую защищают либералы. Мы не принимаем эту продуктивистскую логику, которая заключается в том, чтобы производить не важно что и не важно в каких условиях с последующим продвижением на рынке. Нельзя не видеть, что в целях увеличения прибыли данная система продаёт нам товары, которые запрограммированы на то, чтобы сломаться и выйти из моды в кратчайшие сроки. Как выдержать в дальнейшем всё увеличивающееся количество отходов, отравляющих нашу цивилизацию? Как закрыть глаза на тот факт, что многие из них вывозятся в страны Юга, что отрицательным образом влияет на здоровье населения и состояние их окружающей среды? Напротив, наши совместные решения должны исходить из удовлетворения реальных потребностей. В этом заключается смысл экологического планирования. Эта логика противоположна предыдущей, так как в её основе лежат реальные потребности, необходимость в защите экосистемы и право всех людей жить в здоровой окружающей среде. Она приводит производство в соответствие с этими требованиями.

8. Разорвать традиционные схемы мышления. Экосоциализм бросает вызов диктатуре корыстных интересов и частной собственности на средства производства. Мы выступаем за общественную собственность на средства производства и альтернативные предложения в плане социальной экономики, которые касаются самоуправления и деятельности кооперативов. Мы защищаем бюджетный суверенитет и национализацию, как общественный политический инструмент, в том числе в сфере банковских услуг и кредитования. Показатели человеческого прогресса, деглобализация, социальная и экономическая защита, безусловные дотации, позволяющие автономное существование, и социальная зарплата, установленный законодательно максимальный доход являются настолько перспективными, насколько разумно мы найдём выход из запутанных ситуаций и минуем ловушки, присущие системе. Нам также необходимо и дальше работать в направлении сокращения рабочего времени: «работать меньше для того, чтобы работали все и работали эффективнее», определить полную занятость, как перспективу, постоянно контролируя целевое назначение трудовой деятельности. Нет смысла работать больше, требуется работать только для производства того, что нам действительно необходимо. Таким образом, высвобождается время, которое могло бы быть использовано для различных других видов деятельности, время, которое сегодня рассматривается как непродуктивное, однако, оно является существенным показателем высокого уровня жизни.

9. Производить по-другому. Новая система производства должна включать в себя 4 важных характеристики: перемена труда, учёт требований экологии, преобразование промышленных предприятий и труда. Существуют многочисленные неудовлетворенные и нереализованные потребности: в индустрии, в сфере услуг, в агроэкологии и местном сельском хозяйстве, в независимом обеспечении продовольствием и в обеспечении здоровья всех. Эти неудовлетворённые и нереализованные потребности касаются также экологии, ориентированы на сокращение нашей зависимости от истощающихся ресурсов (экостроительство, энергетическая эффективность, обновления в сфере тепловой индустрии, энергетики). В условиях роста безработицы и социального кризиса очень часто аргумент занятости выдвигается вперёд по сравнению с насущной необходимостью, касающейся защиты окружающей среды. Но это абсурдно: сегодня видны социальные и экономические издержки либеральной попустительской политики, в то время как смещение акцента в сторону экологии позволило бы сохранить, преобразовать или создать многочисленные рабочие места во всех странах.

10. Установить «зелёное правило» в качестве политического компаса. «Зелёное правило» — это наш центральный индикатор в управлении экономикой. Оно заменяет «золотое правило» политики строгого режима экономии и «структурного управления», которые навязаны Всемирным банком, Международным валютным фондом, Европейской комиссией и Центральным европейским банком. Эта политика направлена на то, чтобы осознать нашу ответственность перед человечеством и экосистемой и ликвидировать экологический долг. Она сочетает в себе необходимое сокращение некоторых материальных потребностей и активизацию некоторых видов деятельности с систематическим учётом воздействия производства на состояние окружающей среды. Более того, в целях возмещения ущерба, нанесённого в результате выбросов газов («парниковый эффект») и потери биологического разнообразия, мы принимаем, как способ оценки государственной политики, ежегодную задержку «дня глобального превышения ресурсов». Мы имеем в ввиду дату, когда определяется, что мы превысили в мировом масштабе объём восполняемых природных ресурсов, равный тому, что может восстановить наша планета, когда мы произвели такое количество отходов, которые она может переработать. Нашей целью является отодвинуть эту дату на 31 декабря, то есть нейтрализовать наше воздействие на окружающую среду. Это требует безотлагательного сокращения выбросов газов с «парниковым эффектом» и закрытие производств, отходы которых являются радиоактивными и несут опасность как для людей, так и для экосистемы.

IV. Совершить экосоциалистическую революцию

11. Приёмы борьбы должны сочетаться. Наша цель качественных цивилизационнох изменений требует того, чтобы политические действия стали фактом самого крупного значения. Речь идёт о том, чтобы объединиться и действовать, не довольствуясь быть правыми среди убеждённых либо, что ещё хуже, не восстанавливая одних против других. Мы находимся на стороне рабочих и служащих и тех, кто исключён из существующей экономической системы, на стороне всех тех, кто оказывает сопротивление и выдвигает альтернативные как социальные проекты, так и проекты, касающиеся окружающей среды. Экологические преобразования будут осуществлены не без их участия и, тем более, не против них. Нашими противниками в этих радикальных изменениях общества являются не учёные или работники промышленности, а банки, транснациональные корпорации и акционеры, которые ориентируют производство в зависимости от их частных интересов, а не исходя из общественных интересов.

12. Бороться и противостоять, чтобы создавать. Экосоциалистическая революция сочетает в себе программные предложения и участие в социальной и экологической борьбе за окружающую среду бок о бок со всеми, кто не приемлет создавшееся положение. Граждане, участвующие в этом проекте, должны широко проявлять инициативу, быть вовлечёнными в конкретные альтернативные проекты и акции: встречи, ассоциации, созданные в поддержку сельского хозяйства, прожиточного минимума, в действия, направленные против вредительского обращения с землями, за передачу предприятий в руки рабочих и служащих, органам самоуправления, кассы взаимопомощи, объединения горожан по месту жительства и совместному владению машинами… Они должны быть активны в действиях, связанных с гражданским ненасильственным неповиновением, в антирекламных операциях, в присвоении свободных помещений. Представители, избранные народом в проект по экосоциализму, должны вести работу, при которой слово и дело неразрывно связаны. Партия левых будет жизнеспособна в том случае, когда эти люди будут принимать меры по запрещению рекламы, или добиваться общественной собственности на воду, или же расширения сферы бесплатных услуг.

13. Ввести экологическое планирование. При экологическом планировании требуется учитывать его длительность и общественный контроль. Всё должно находиться под контролем граждан, рабочих, служащих и просто жителей. Проблема не в индустрии, исследованиях или технологиях, как таковых, а в отсутствии выбора и гражданского контроля. Гражданская революция необходима, чтобы завоевать эту способность контролировать. Такова обобщённая идея, в основе которой лежат революционный романтизм и технологичность и на которую мы возлагаем надежды. Экологический план даёт возможность альтернативного варианта развития, ставя вопросы о наших потребностях и переориентируя производство, обмен и потребление на благо социальной и экологической пользы. Сектор научных исследований должен организовываться вокруг основных общественных интересов и реальных потребностей с созданием новых форм участия, например, посредством гражданских соглашений. Для достижения этой обстановки и выявления новых направлений деятельности государственная школа должна обеспечить повышение знаний и квалификации для людей любого возраста, используя профессиональные, технологические и общие методы обучения. Должны проводиться «конференции с народным участием», для того чтобы пересмотреть критерии полезности как в социальном плане, так и в отношении окружающей среды, а также взаимодействия и связи между различными административными уровнями: от общеевропейской политики до действий местных организаций. Экологическое планирование обеспечит постоянное включение рабочих и служащих в процесс управления предприятиями, в соответствии с растущей согласованностью и объединением социальной борьбы с борьбой по защите окружающей среды.

14. Нет равенства и социальной республики без Учредительной ассамблеи. Мы выдвигаем требование, касающееся повышения уровня общей культуры через общественную школу, которая должна давать знания по проблемам окружающей среды. Только как сделать возможным осуществление индивидуальной и коллективной эмансипации, которая позволит достичь одобрения разделяемого всеми общественного договора? Проект экосоциализма вновь подтверждает роль государства, сообществ и общественных служб, которые необходимы для планирования изменений, построения эмансипированного общества и создания гарантий повсеместного правового равенства. Они должны быть созданы по-новому при посредничестве Учредительной ассамблеи. Учредительная ассамблея должна полностью и основательно обновить институциональные формы и активизировать демократические методы, в результате чего будет возможно постоянное гражданское участие и народный суверенитет во всех областях. Революционные задачи относятся ко многим сферам. Мы действительно боремся за новую систему управления территориями, а не используем прежние методы в отношении регионального и городского развития с учётом разрастания городов, концентрации людей в мегаполисах, конкуренции территорий. Мы ведём борьбу за новый вид урбанизации, при котором будут созданы условия, необходимые для счастливой жизни (общественные, медицинские и образовательные службы, жилой фонд, профессиональная деятельность, культурные мероприятия и досуг, биоразнообразие местного сельского хозяйства). Мы отказываемся от коммерциализации жизни и от ГМО, так же, как и от монетизации общественных благ, таких, как вода, энергия и знания, и от приватизации общественных служб. Последние должны стать предметом общественного управления с учётом переосмысления системы взаимодействия между государством, являющимся гарантом республиканского равенства, органами местного самоуправления и действиями граждан, профсоюзов, ассоциаций и рядовых пользователей.

15. Продолжить борьбу за культуру. В проекте по экосоциализму отражена идеологическая борьба посредством народного образования. Данный проект разоблачает программу создания покорного индивидуума-потребителя, подверженного влиянию мнений претенциозных экспертов и требованиям повышения производительности, что порождает необходимость производства вредных и бесполезных продуктов, созданных на другом конце планеты в недостойных условиях труда и в рамках законов, разрушительно влияющих на окружающую среду или вне всяких законов. Борьба за продуктивизм использует такие средства, как реклама, использующая с целью увеличения продаж тело, секс, моду, а также средства массовой информации, связанные с организациями кредитования, которые в свою очередь ставят нам условия и вынуждают нас вкладывать деньги и совершать постоянные ненужные денежные траты. Эта идеологическая борьба происходит и в лингвистическом плане. Нам предлагаются следующие либеральные неологизмы и оксюмороны: «цена труда» становится «стоимостью», «социальные сборы» — «налогами», «охраняющие порядок» — «силами правопорядка», «видеонаблюдение» — «видеозащитой», а «ядерное производство» превращается в «чистую безугольную энергию».

16. Развенчать систему либеральных договоров. В мировом масштабе мы опровергаем соглашения, продвигаемые Всемирной торговой организацией, соглашения по свободному обмену и соглашения по экономическому партнёрству, которые направлены на истощение природных ресурсов, на эксплуатацию населения Юга и социальный дэмпинг в так называемых развивающихся странах. Изменения в рамках Европейского союза распространяются на всю планету. Его либеральная политика сопровождается договорами и рекомендациями режима строгой экономии. Они вырабатываются под натиском финансовых и экономических лобби; общим для них является то, что они предусматривают ликвидацию общественных служб, расширение торговых областей и свободного обмена. Это наносит вред, являясь результатом меркантильной конкуренции, и разрушает общественные службы и общественные блага в пользу частных интересов. Европа, будучи либеральной и поддерживающей режим строгой экономии для трудящихся, мешает завладеть средствами производства и обмена и использовать их в целях прогресса всего человечества. В данных условиях мы твёрдо знаем, что политика экосоциализма, проводимая в Европе, должна пойти путём неповиновения либеральной Европе и её директивам.

Для этого нужно создать новое соотношение сил между гражданами, финансовой властью и властью антидемократических учреждений Европейского союза. Европейский уровень — потребность серьёзной экологической и социальной политики, но такая политика возможна только в результате строительства новой Европы, под демократическим контролем народа.

17. Вести интернациональную всемирную борьбу. Существует единственная экосистема, которая совместима с человеческой жизнью. И мы должны учитывать это во всех областях. Решения, принятые в одном месте планеты, распространяются за его пределы. Проект по экосоциализму подразумевает признание ответственности так называемых стран Севера, Всемирной торговой организации, Международного валютного фонда и Всемирного банка перед народами так называемого Юга. Он отвергает конкуренцию, навязанную вместо сотрудничества, продуктивизм и его воздействие на климат планеты, разграбление природных ресурсов, монополизацию плодородных земель и режим строжайшей экономии, насаждаемый «тройкой». Проект предполагает признание всеобщей Декларации прав человека и создание международного Трибунала по преступлениям, совершённых против окружающей среды. Экосоциализм предлагает участие в дебатах для выработки политики, направленной на развитие и социальный прогресс, на защиту окружающей среды. В этих целях мы поддерживаем альтернативы за границей: гражданские революции и «арабскую весну», отказ от долгов и монополии СМИ в Аргентине, учредительные ассамблеи в Исландии и Венесуэле, инициативу Ясуни ИТТ по сохранению нефти в Эквадоре... Полученные в этих ситуациях знания, опыт и методы борьбы в конечном счёте совпадают. Проект по экосоциализму должен быть продвинут на мировом форуме и стать целью гражданской революции нашего времени.

18. Осуществить гражданскую экологическую революцию. Учитывая масштабность цели, преобразование продуктивистской капиталистической модели не может осуществляться путём выборов и решений, принятых сверху. Оно подразумевает радикальную перестройку институтов, в том числе выборов на основе пропорционального представительства, паритета и одномандатного голосования, что позволит народам быть представленными в полном объёме. Речь идёт о сдерживании олигархии и обеспечении при любых обстоятельствах суверенитета народа через реальную демократию. Это требует того, чтобы большинство парламентариев-экосоциалистов сочетали свою деятельность с усилиями по включению населения во все сферы общественной жизни. Такое перераспределение политических и гражданских инициатив каждым человеком, в целях определения общего интереса повсеместно и по всем пунктам, это и есть то, что мы называем гражданской революцией.

Это — подлинная революция, так как её содержанием является устранение форм частной собственности, системы учреждений и иерархии юридических, социальных норм, а также норм в отношении окружающей среды, которые господствуют в обществе и экономике. Она является гражданской, так как расширит возможности каждого не ради социального класса, а на благо каждого человека, поскольку она обеспечивает институциональные формы и представляет всеобщее избирательное право в системе политического плюрализма. Мы не принимаем того пути, когда разочарование и гнев перерастают в ненависть.

Таким образом, мы защищаем демократический путь гражданской революции, а не светлое будущее или диктатуру зелёных, или этнические образования. Народ является движущей силой решения проблем. Самая большая опасность, порождаемая кризисом современной человеческой цивилизации, состоит в том, что человечество может потерять способность пойти по пути к иному будущему. Экосоциализм может стать этим новым будущем. Так пусть он им будет!

Перевод с французского Е.А.Коровушкиной и А.В.Семёновой.


Версия для печати
Назад к оглавлению