Октябрьское вооружённое восстание в Москве,

Октябрьское вооружённое восстание в Москве,

восстание рабочих и революционных солдат гарнизона, руководимых московской большевистской организацией. Крупнейшее после Октябрьского вооружённого восстания в Петрограде событие социалистической революции в России; завершилось установлением Советской власти в Москве. Победа социалистической революции в стране, в первую очередь, зависела от её победы в главнейших политических и хозяйственных центрах. «Взяв власть сразу и в Москве и в Питере.., — указывал В.И.Ленин, — мы победим безусловно и несомненно». (Полн. собр. соч. Т. 34. С. 241).

Опираясь на мощный революционный подъём пролетарских и солдатских масс, московская большевистская организация, насчитывавшая до 20 тыс. членов, начала подготовку к восстанию в сентябре 1917 года. Велась агитационная работа, формировались отряды Красной Гвардии. Однако создание партийных и советских боевых центров затянулось вплоть до 25 октября (7 ноября); Красная Гвардия испытывала острый недостаток в вооружении.

25 октября, по получении известий из Петрограда, только что избранный в Москве Партийный боевой центр (И.Н.Стуков, В.Н.Яковлева, И.А.Пятницкий, М.Ф.Владимирский, В.И.Соловьёв, Ем.Ярославский, Б.Г.Козелев и В.Н.Подбельский) начал проводить мероприятия, направленные на взятие власти Советами. По районам было дано указание привести все силы в боевую готовность. Солдаты 56-го запасного пехотного полка и самокатного батальона установили охрану у Почтамта, Центрального телеграфа и здания Моссовета. Поздним вечером 25 октября объединённый пленум Московских Советов рабочих и солдатских депутатов избрал Московский военно-революционный комитет (МВРК). С 26 октября (8 ноября) прекращён выпуск буржуазных газет. В течение 25—27 октября образовывались районные ВРК, состоявшие главным образом из большевиков. МВРК располагал значительными силами Красной Гвардии и опирался на революционных солдат Московского гарнизона. Красная Гвардия накануне восстания насчитывала около 6 тыс. человек, к началу ноября — около 30 тыс. На стороне МВРК было большинство солдат гарнизона. Однако из-за нехватки оружия из 30-тысячной солдатской массы (примерная численность запасных пехотных полков) немедленно могло выступить не более 5—6 тыс. человек. Серьёзной силой являлись солдаты-«двинцы». Недостаток оружия был восполнен после 28 октября (10 ноября), когда в Сокольниках были обнаружены вагоны с 40 тыс. винтовок.

Контрреволюционный лагерь также мобилизовывал силы. 25 октября Городская дума избрала «Комитет общественной безопасности» («КОБ») во главе с правым эсером городским головой В.В.Рудневым и командующим войсками Московского военного округа полковником К.И.Рябцевым. «КОБ» рассчитывал на юнкеров Александровского и Алексеевского военных училищ, 6 школ прапорщиков (из них 2 заявили о своём нейтралитете), многочисленных офицеров гарнизона и приехавших с фронта, сотню казаков, отряды буржуазной «домовой охраны» — всего свыше 15 тыс. человек. К началу боёв активные регулярные силы контрреволюции не превышали 6 тыс. человек, но они были хорошо вооружены и обучены. В дальнейшем их численность увеличилась. Главные надежды «КОБ» возлагал на войска, о движении которых с фронта к Москве поступали сообщения из Ставки и от командования Западного и Юго-Западного фронтов. Предполагалось также сформировать в Москве новое Временное правительство, превратив её во всероссийский центр контрреволюции.

Рабочие и революционные солдаты контролировали окраинные районы города, а также вокзалы. В Кремле Московском находились 5 рот 56-го полка, верные революции. 26 октября сюда введена рота 193-го полка. Комиссаром Кремля и арсенала был назначен Ярославский, а начальником Кремлёвского гарнизона — прапорщик большевик О.М.Берзин. МВРК разместился в доме генерал-губернатора (ныне здание Моссовета) и имел связь с районами. Главные опорные пункты контрреволюции находились в центральной части города — Городская дума на Воскресенской площади (здание Музея В.И.Ленина на площади Революции), где заседал «КОБ», гостиница «Метрополь» на Театральной площади (проспект Маркса), Манеж на Моховой (ныне проспект Маркса), штаб Московского военного округа на Пре-чистенке (ныне Кропоткинская улица), Александровское военное училище на Знаменке (ныне ул. Фрунзе), Провиантские склады и здание лицея цесаревича Николая на Крымской площади. Кроме того, в отдельных районах контрреволюция опиралась на 5-ю школу прапорщиков (Хамовническо-Дорогомиловский район), Алексеевское военное училище и кадетские корпуса (Басманный район), Крутицкие казармы (Рогожский район). Юнкерские отряды блокировали Кремль и не допустили вывоза оттуда оружия, необходимого Красной Гвардии.

Численное превосходство, выгодность положения, инициатива и моральный перевес вначале были на стороне МВРК, однако его руководители ограничились на первых порах действиями главным образом мобилизационного характера, нарушив тем самым ленинское указание о том, что «раз восстание начато, надо действовать с величайшей решительностью и непременно, безусловно переходить в наступление». (Там же. С. 383). Днём 26 октября МВРК и «КОБ» начали переговоры о достижении мирного соглашения. «КОБ» шёл на переговоры, чтобы оттянуть время и создать выгодную боевую обстановку. МВРК согласился на вывод из Кремля роты 193-го полка при условии снятия юнкерского оцепления. Утром 27 октября (9 ноября) рота вместе с Ярославским покинула Кремль, но юнкера блокады не сняли. Рябцев предъявил ультиматум, потребовав упразднения МВРК и вывода из Кремля всех революционных частей. Ультиматум был отвергнут, «КОБ» приступил к осуществлению своего плана подавления вооружённого восстания. Чтобы изолировать рабочие районы, и прежде всего Замоскворечье, от центра города, юнкерские патрули продвинулись к Москворецкому, Каменному и Крымскому мостам. Вечером 27 октября на Красной площади произошло столкновение между отрядом «двинцев», следовавшем из Замосковоречья к Моссовету, и юнкерами. Понеся значительные потери, «двинцы» пробились через площадь. В бою был смертельно ранен их командир Е.Н.Сапунов. В ночь на 28 октября (10 ноября) отряды юнкеров совершили налёт на Дорогомиловский ВРК. Другой юнкерский отряд захватил Дорогомиловский (ныне Бородинский) мост, рассчитывая удержать его до прибытия на Брянский (ныне Киевский) вокзал войск с фронта. Ночью юнкера укрепились на Садовом кольце от Крымской до Смоленской площади, отрезав Хамовническо-Дорогомиловский район от центра. Утром 28 октября Рябцев по телефону предложил Берзину (в то время комендант Кремля) сдать Кремль, заявив, что город находится под его контролем, а МВРК арестован. Не зная действительного положения и не имея связи с МВРК, Берзин поверил и открыл Троицкие ворота. Ворвавшиеся в Кремль юнкера учинили зверскую расправу над солдатами 56-го полка, расстреляв из пулемётов около 300 человек. Закрепившись в здании Градоначальства на Тверском бульваре, белогвардейцы создали угрозу Московскому Совету рабочих депутатов. Связь МВРК с районами была нарушена. Часть членов Партийного центра и МВРК покинула здание Моссовета и ушла в районы. Боевая инициатива была перехвачена юнкерами. Утром 28 октября МВРК, Московский комитет РСДРП(б) и Центральный совет профсоюзов обратились к рабочим Москвы с призывом начать всеобщую политическую забастовку и поддержать МВРК. Резко увеличился приток рабочих в Красную Гвардию. Активизировались и солдаты гарнизона. В этот день революционные отряды перешли в решительное наступление, стремясь вновь овладеть инициативой.

Наступление велось от окраин к центру. Особое место занимало Замоскворечье, ставшее базой восстания. Замоскворецкий ВРК направлял наступательные действия. Вместе с рабочими отрядами (командиры П.Л.Апаков, П.Г.Добрынин, М.И.Брун, М.В.Кржеминский, Ю.С.Мышкин, П.Г.Арутюнянц и др.) дрались солдаты расположенного в Замоскворечье 55-го полка и «двинцы». Из Замоскворечья отряды двинулись через Крымский, Каменный и Москворецкий мосты. Овладеть Каменным мостом сразу не удалось. Прорвавшись через Крымский мост, отряды завязали бой в районе Остоженки и Пречистенки, соединились с красногвардейцами Хамовническо-Дорогомиловского района и совместно с ними повели наступление на здания лицея и Провиантских складов. Отряды соседних между собой районов — Благуше-Лефортовского, Басманного, Рогожского и Симоновского — сосредоточили усилия на взятии Алексеевского военного училища. Красногвардейцы северных и северо-западных районов — Сущёвско-Марьинского, Бутырского и Пресненского — в этот день активных боевых действий не вели, прикрывая свои районы от возможного нападения из центра и охраняя окраины на случай подхода войск с фронта. В Сокольническом районе находились крупнейшие вокзалы — Николаевский (ныне Ленинградский), Ярославский и Казанский. Сюда прибывали красногвардейцы из других городов, здесь поддерживалась связь с Петроградом.

К исходу дня 28 октября красногвардейские и солдатские отряды блокировали центр города. Надежды контрреволюции на прибытие войск с фронта не оправдались. Рабочие Вязьмы и Тулы задержали эшелоны с казаками. Полесский комитет РСДРП(б) 29 октября (11 ноября) сообщил в ЦК партии: «Контроль над продвижением войсковых эшелонов нам удалось установить, и никакие эшелоны на Петроград, в Москву нами не пропускаются». 29 октября специальный отряд, сформированный из красногвардейцев, солдат 55-го и 85-го полков, самокатчиков и «двинцев» под командой левого эсера прапорщика Ю.В.Саблина, атаковал и захватил здание Градоначальства на Тверском бульваре. Одновременно от противника были очищены Тверская улица и часть Охотного ряда. Угрозы Моссовету больше не существовало, между ним и районами восстановилась связь. К вечеру были отбиты захваченные юнкерами накануне Почтамт и Центральный телеграф на Мясницкой улице (ныне улица Кирова). Рабочие Пресни, выйдя на Кудринскую площадь (ныне площадь Восстания), повели наступление в сторону Никитских ворот. Ожесточённые бои развернулись на Остоженке и Пречистенке. Сводные отряды 4 районов захватили 3 из 5 корпусов Алексеевского военного училища.

Стремясь спасти контрреволюцию, соглашательский Викжель в Петрограде ультимативно потребовал создания «однородного социалистического правительства». С подобным же требованием выступило и Московское бюро Викжеля. МВРК пошёл на заключение перемирия, которое было объявлено на сутки с 12 часов ночи на 30 октября (12 ноября). Это явилось серьёзной ошибкой МВРК, давшей противнику, находившемуся в критическом положении, передышку и возможность продолжать сопротивление. 30 октября переговоры, оказавшиеся безрезультатными, были прерваны. В ночь на 31 октября (13 ноября) МВРК двинул свои силы в решающее наступление и обратился к Советам ряда городов, где уже утвердилась Советская власть, с призывом прислать подкрепление. В Москву были направлены 350 человек из Серпухова, около 800 человек из Подольска, около 400 человек из Звенигородского уезда, 150 человек с Мытищинского завода, 500 солдат из Мызораевского гарнизона, красногвардейские отряды и революционные солдаты из Орехово-Зуева, Клина, Владимира, Иваново-Вознесенска и других городов. За ходом восстания в Москве внимательно следили ЦК партии, Петроградский ВРК и лично В.И.Ленин. Из Петрограда в Москву был выслан сводный отряд матросов, солдат и красногвардейцев. Всего на помощь Москве из других городов было направлено не менее 5 тыс. бойцов.

В течение 1(14) ноября были захвачены здания Исторического музея и Городской думы. «КОБ» укрылся в Кремле, по которому МВРК вынужден был открыть артиллерийский огонь со Швивой горки (улица Володарского), с Воробьёвых гор, из Китай-города и от Крымского моста. Утром 2(15) ноября Руднев, поняв бесполезность дальнейшего сопротивления, обратился в МВРК с предложением прекратить вооружённую борьбу. Пока шли переговоры о капитуляции белых, военные действия в городе не прекращались. С боем была взята гостиница «Метрополь». Орудия, установленные на Никольской улице (ныне улица 25 октября), прямой наводкой били по Никольским воротам Кремля. Продолжали сопротивление Александровское военное училище на Знаменке и 5-я школа прапорщиков у Смоленского рынка. В 5 часов вечера 2 ноября договор о капитуляции был подписан, а в 9 вечера МВРК отдал приказ о прекращении огня. Однако фактически боевые действия продолжались всю ночь. На рассвете 3(16) ноября революционные отряды вступили в Кремль. Днём началось разоружение юнкеров в Александровском военном училище и в других пунктах. В этот день МВРК обратился с манифестом ко всем гражданам Москвы, извещавшим о победе Советской власти. В ходе восстания революционные силы потеряли около 1 000 человек.

В результате победы вооружённого восстания московский пролетариат и гарнизон внесли огромный вклад в дело победы социалистической революции, начатой в Петрограде. Анализируя условия победы большевизма в Октябре 1917 года, Ленин одним из главных её условий назвал «подавляющий перевес сил в решающий момент в решающих пунктах, именно: в столицах и на фронтах армии, близких к центру». (Там же. Т. 40. С. 10). Установление Советской власти в Петрограде и Москве — столицах России — открыло триумфальное шествие Советской власти по всей стране.

Источник: Великая Октябрьская социалистическая революция /

3-е доп. изд.; под ред. П.А.Голуба, Ю.И.Кораблёва,

М.И.Кузнецова Ю.Ю.Фигатнера (отв. секретарь издания).

— М.: «Советская энциклопедия», 1987. С. 350—354.


Версия для печати
Назад к оглавлению