О.В.Чернова (Пенза). Вопросы русского национального самосознания в современных песнях о Сталине.

О.В.Чернова (Пенза). Вопросы русского национального самосознания в современных песнях о Сталине.

Культура

Ложь — атрибут безвременья,
Правда стоит за Сталина!
А.Харчиков.

Что такое национальное самосознание? Почему проблема национального самосознания русских столь актуальна? Как связаны русское национальное самосознание и Сталин? Почему названная проблема рассматривается на материалах песен? Вот, пожалуй, основные вопросы, на которые предстоит дать ответ в статье, предлагаемой вашему вниманию.

Не вдаваясь в дискуссии, условимся, что понятия «этническое самосознание» и «национальное самосознание» будут использоваться в статье как синонимы. Национальное (этническое) самосознание, по определению В.Ю.Хотинец, есть «относительно устойчивая система осознанных представлений и оценок реально существующих этнодифференцирующих и этноинтегрирующих признаков жизнедеятельности этноса» (Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. — СПб., 2000. С. 88). Этническое самосознание пронизано сложной тканью эмоциональных переживаний, включающих оценки достоинств и недостатков собственного этноса. Качества и образ жизни чужих групп также оценивается с точки зрения собственной системы ценностей.

Этническое самосознание уже более ста лет считается основным признаком для определения национальной принадлежности людей в переписях населения. На Петербургском Международном статистическом Конгрессе ещё в 1872 году было отмечено, что определение национальной принадлежности должно основываться на самосознании опрашиваемых. На практике решения Конгресса были воплощены в жизнь в советское время.

В последнее 20-летие идёт наступление на русскую культуру, предпринята попытка перекодировки русского национального самосознания. Именно русскому народу история отвела роль объединителя многих народов. Напомню, что до недавних пор Россия существовала в территориальных рамках СССР — государства, возникшего в новых исторических условиях на просторах дореволюционной России. Именно поэтому тяжелее всего переживает развал СССР и так называемые реформы русское население, потери которого составили 90% от потерь всего населения России за последние 20 лет.

Главным разрушителем Советского Союза был воинствующий национализм, его рост провоцировался различными зарубежными силами. Рост же национального самосознания русских часто объявлялся негативным явлением.

В песнях как раз проявляется рост национального самосознания русского народа. Многие русские писатели XIX века отмечали русскую песню как необычайное явление, сопровождавшее человека всю жизнь. Вспомним Н.В.Гоголя, который писал: «Покажите мне народ, у которого больше было бы песен. Наша Украйна звенит песнями. По Волге, от верховья до моря, по всей веренице влекущихся барок заливаются бурлацкие песни. Под песни рубятся из сосновых брёвен избы по всей Руси. Под песни мечутся из рук в руки кирпичи, и как грибы вырастают города. Под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек. Всё дорожное: дворянство и недворянство — летит под песни ямщиков. У Чёрного моря безбородый, смуглый, с смолистыми усами казак, заряжая пищаль свою, поёт старинную песню; а там, на другом конце, верхом на плывущей льдине, русский промышленник бьёт острогой кита, затягивая песню» (Гоголь Н.В. Собр. соч. в 7-ми тт. Т. 6. — М., 1986. С. 166). Должна пояснить, что в XIX веке всех восточных славян называли русскими, нынешних русских — великороссами, украинцев — малороссами, белорусов — белорусами. В первой Всероссийской переписи населения 1897 года обозначалась двойная этническая идентичность восточного славянина, например, русский — великоросс, русский — малоросс или русский — белорус.

Известный русский публицист конца ХХ — начала XXI века В.В.Кожинов считал песню главной основой отечественной культуры и доказывал тезис: «песня — это именно „абсолютно необходимое“ явление духовного бытия России, тот воздух (единый корень в словах „духовность“ и „воздух“ в определённом смысле закономерен), без которого оно, это бытие, невозможно, немыслимо (ни для народа, ни для отдельного человека)» (Кожинов В.В. О русском национальном сознании. — М., 2004. С. 26).

Песня объединяет людей, пробуждает у них положительные эмоции, даёт им духовные силы. В этом мы ещё раз убедились, проводя вечер, посвящённый 90-летию СССР, где его история иллюстрировалась песнями, а зрители подпевали исполнителям и благодарили организаторов вечера. Соединение в песне стихов, музыки, голоса певца создаёт новое произведение, которое с особой силой воздействует на слушателя. Поэтому отечественные и зарубежные либералы, стремясь перекодировать национальное самосознание русского народа, лишают его русской песни.

Процесс этот шёл постепенно. В 80-е годы ХХ века композитор Т.Н.Хренников выражал беспокойство по поводу того, что «у молодёжи сейчас магнитофонная запись нередко вытесняет пение» (Энциклопедический словарь юного музыканта / Сост. В.В.Медушевский, О.О.Очаковская. — М., 1985. — С. 6). В настоящее время в концертах по заявкам ведущие вставляют песни по своему выбору (чаще всего английские и американские), а не те, что просили исполнить слушатели. Чтобы убедиться в этом, достаточно послушать передачи радиостанции «Маяк». С экранов телевизоров тоже трудно услышать настоящую русскую песню: ведь «телеэкраном управляли и управляют лица, которые, как говорится, на дух не переносят русской песни» (Кожинов В.В. О русском национальном сознании. — М., 2004. — С. 46). Происходит удушение ядра русской культуры — песни, а вместе с ней всего дорогого, ценного, самобытного, чем она отличается от других культур.

Александр Харчиков в «Песне беды и надежды» так характеризует нынешнюю ситуацию:

Ветер прошлых побед не полощет сегодняшних флагов,

И державная стать за бесценок сдаётся в наём,

И сердца не горят беззаветной советской отвагой,

И всё реже и тише мы песни родные поём.

Молодёжь сейчас почти не поёт, за исключением профессионалов и бардов. А ведь недаром молодые герои фильма «Весёлые ребята» пели:

Нам песня строить и жить помогает,

Она, как друг, и зовёт, и ведёт,

И тот, кто с песней по жизни шагает,

Тот никогда и нигде пропадёт.

В. Лебедев-Кумач — И. Дунаевский.

«Марш весёлых ребят».

Самосознание любого народа содержит множество символов, благодаря которым сохраняются и передаются от поколения к поколению основополагающие идеи, идеалы и ценности культуры. Среди них важное место занимают исторические символы — выдающиеся политики и герои, знаменитые учёные, изобретатели, деятели литературы и искусства, победные сражения, великие стройки.

Символизация Сталина началась уже при его жизни, и это объясняется не только так называемой царистской психологией населения России. Под руководством Коммунистической партии, во главе которой стоял И.В.Сталин, в СССР успешно совершились индустриализация и культурная революция, одержана победа в Великой Отечественной войне, в рекордно короткие сроки восстановлено народное хозяйство. А.Харчиков (им написаны слова и музыка) в песне «Сталин — это имя штурмовое» так оценивает главную его заслугу:

Сталин — это взлёт родной Державы

От сохи до ядерных высот!

В этой песне, как и в песне «Мы вспомним всё» Я.Осадчей и Е.Якушкина, перефразируется высказывание У.Черчилля из речи, посвящённой 80-летию со дня рождения Сталина, в палате лордов британского парламента: «Он принял Россию с сохой, а оставил оснащённой атомным оружием …таких история и народы не забывают» (Эпоха Сталина: события и люди. Энциклопедия. — М., 2004. С. 609).

Процесс символизации Сталина продолжался после его смерти. Действиями хрущёвского руководства процесс символизации, с одной стороны, был ослаблен, поскольку образ Сталина, по крайней мере, в официальной пропаганде, старались исказить, сносили памятники Сталину; с другой стороны, усилился: в русской традиции жалеть всех гонимых, к тому же основной частью тружеников были люди, пережившие вместе со страной все её трудности и победившие их под руководством Сталина. В 1961 году из Союза писателей был исключён Феликс Чуев, которого приняли в Союз всего два года до этого, в возрасте 18 лет. Исключили его за авторство стихотворения «Зачем срубили памятники Сталину?». В 1970-е годы внешним проявлением символизации Сталина стало самодельное изготовление календарей с фотографиями Сталина, их продажа в поездах и наклеивание его портретов на передние стёкла автомашин.

Во время второй десталинизации (вторая половина 80-х — начало 90-х гг.) процесс символизации Сталина продолжается и даже усиливается, так как происходит разрушение СССР, развал народного хозяйства. В сознании народа происходит сопоставление тогдашних лидеров — разрушителей сверхдержавы и Сталина — государственника, возвеличившего страну до положения сверхдержавы. В песне П.Базурина и Т.Кербы «Сорок лет без Сталина» так характеризуется главная заслуга Сталина:

НАШУ СЛАВУ вознёс до небес,

Сделал НАС сверхвеликой Державой.

С 2010 года начинается третья волна десталинизации, что объясняется всё большим развалом экономики, культуры, нравственности и желанием власти свалить свои прегрешения на Сталина.

Я уже начала приводить иллюстрации из песен русско-советского Сопротивления 90-х годов ХХ века — начала XXI в. Следует отметить, что в русской песне, как и вообще в русской культуре, текст, слово играют огромную роль, по мнению В.В.Кожинова, несравненно более важную, чем в европейской песне. Недаром ЮНЕСКО в числе трёх вершин мировой культуры наряду с античной культурой и культурой Возрождения названа русская литература XIX века.

Как правило, этническим символом является представитель данного этноса, прославивший его. Сталин — грузин по национальности характеризуется в песнях как русский грузин. Итак, своим признают Сталина два народа: одному он — родной по крови, другому — по душе, по устремлённости в будущее:

Как круто мы шагали ввысь

И жили — словно песню пели,

И в жизни был высокий смысл

И фантастические цели, —

поётся в песне Б.Гунько и С.Лебедева «Памяти Сталина».

Сталин воспринимается как отец всех советских народов, осознающий в то же время особую роль русского народа. Это подчёркивается в песне А.Харчикова «Нам Сталин — отец»:

И знайте, друзья, что торжественно прост,

За русский народ поднимает свой тост

Учитель и вождь, государь и мудрец,

Наш русский грузин и отец.

Тост «За здоровье русского народа», предложенный И.В.Сталиным 24 мая 1945 года на приёме в Кремле в честь командующих войсками Красной Армии, произвёл глубокое впечатление на все поколения русского народа. Недаром о нём вспоминают в ряде современных песен Сопротивления, например, в песне Я.Осадчей и Е.Якушкина «Мы вспомним всё»:

Мы вспомним мощь военного парада,

Что состоялся в тот победный год,

Подъём страны, отстроенные храмы

И тост за русский мученик-народ.

Ещё в ноябре 1939 г. во время встречи с А.М.Коллонтай, бывшей в то время Чрезвычайным и Полномочным Послом СССР в Швеции, Сталин, говоря о сложностях подготовки к войне, отметил: «Всё это ляжет на плечи русского народа. Ибо русский народ — великий народ… На него можно положиться в любую беду» (Эпоха Сталина… С. 471).

Характеристика Сталина как отца крайне важна. Советское общество во многом было традиционным обществом, обществом-семьёй, где Сталин воспринимался большинством населения как отец всего советского народа. Отец — один из важнейших архетипов, и его использование, особенно в одном ряду с символом, усиливает эмоциональное воздействие на слушателя. В песнях идёт перекличка архетипов отец и мать. Отцом называют Сталина, матерью — Родину:

Сталин — это знаковое имя,

В грозный час сплотившее народ,

Это воля Матери России,

Разгромившей чужеземный сброд, —

поётся в песне А. Харчикова «Сталин — это имя штурмовое» или:

А моя страна — это Родина-мать, —

это строка из песни С.Новожилова и А.Асташова «В моей стране».

Этноним — один из важнейших признаков этнического самосознания. В современных песнях употребляются следующие термины: русский, российский, советский, а государство именуется как Русь, Россия, Советский Союз, Страна Советов, СССР. Стоит отметить частоту употребления этнонимов. В 66% современных песен о Сталине встречаются открытые, чёткие самоназвания народа и государства. Даже песни периода Великой Отечественной войны содержат 38% этнонимов. Можно сказать, что современные песни о Сталине — песни русско-советского Сопротивления. Но поражает масштаб расхождения, являющийся свидетельством того, что передовые слои народа, его поэтические умы воспринимают нынешний период русской истории как несравненно более трагичный, чем период Великой Отечественной войны.

Русскими названы народ, люди, ребята, мальчик, грузин любимый, Сусанин, царь Пётр, жизнь, кровушка, радионапев, земли, Понт (Русский Понт — старое название Чёрного моря), сталинские удары. В песне А.Харчикова «Стальной Иосиф» русским называет себя Сталин:

Мы русские люди, у отчих могил

Врагов о пощаде не просим.

«Я русский!» — всегда о себе говорил

Стальной император Иосиф.

Советскими в песнях названы народ, народы-друзья, герои, гений, мой император, полки и роты, государство, страна, Союз, наш строй, прошлое, власть, русские удары.

В саркастическом смысле употребляется термин арийцы, которым немцы называли себя как представителей «высшей» расы. Ф.Чуев вспоминает в песне «Завещание» (муз. С.Лебедева) о впечатлениях своего детства:

…Пилили брёвна пленные арийцы,

И Сталин улыбался со стены.

В песне Г.Виноградова (ему принадлежат и слова, и музыка) «Сталинские удары» самоназвание жителей бывшей немецкой провинции пруссаки используется в качестве символа завоевателей:

В сорок первом земли русские

Затоптала тварь фашистская,

Затрубила рать арийская

Боевые марши прусские.

В современных песнях о Сталине отмечаются те его черты, которые присущи русскому народу, прежде всего любовь к Родине, готовность защитить её, несмотря на угрозу для жизни. Подтверждением этого являются строки из песни А.Харчикова «Сталинский марш»:

Ведь если ты русский, ты — сердцем солдат,

Страны оскорблённой оплот,

В боях за неё ни шагу назад,

Со Сталиным в сердце вперёд!

Песня Ф.Чуева и А.Беляева «Полк охраны» повествует о действительных событиях осени 1941 года. В самые опасные для Москвы дни, когда фашисты наступали уже на окраины столицы, в Куйбышев, который являлся запасной столицей Советского Союза, шла эвакуация заводов и ряда правительственных учреждений. Сталина спросили, когда отправлять на Куйбышев полк его охраны, на что он:

Сказал спокойно: Если будет нужно,

Я этот полк в атаку поведу.

Недаром авторы песен называют Сталина Генералиссимусом Державы, имея в виду не только его руководство страной в годы Великой Отечественной войны.

Выполнял он безмерный труд,

Дни и ночи не знал покоя, —

поётся в песне П.Базурина и Т.Кербы «Сорок лет без Сталина». И тут же даётся характеристика позиции советского народа:

Наш народ ему верил без меры,

С его именем шли на бой,

С его именем шли в пионеры,

На рекорды спускались в забой.

Перекликаются строки о созидательном труде советского вождя и народных масс, вдохновлённых его призывом и примером.

Одним из важнейших достижений Советской власти была дружба народов:

Как высоко вознёс он Державу,

Мощь советских народов-друзей, —

поётся в песне А.Вертинского и Т.Кербы «Он (Песня о Сталине)». Да, в русской ментальности всегда присутствовала, выражаясь современным языком, толерантность. Но понималась и понимается она, в отличие от западного толкования термина, не как терпимость, а как уважение к другим народам и культурам. Кстати, Сталин считал, что русский народ «как бы рождён помогать другим нациям» (Эпоха Сталина… С. 471).

Если раньше общей была гордость за достижения страны Советов, то сейчас у бывших советских граждан общее горе — разрушен Советский Союз, из сверхдержавы мы превратились в страну «третьего мира», продолжается разрушение промышленности, сельского хозяйства, культуры, нравственности:

И кличет горе стоязыким хором

От Лены до Кавказа и Днестра, —

поётся в песне А.Харчикова «Рождалась наша Русь в надежде и печали».

Особое место в русской ментальности занимает правда. «Непереводимое ни на какие языки слово правда, — пишет известный языковед В.В.Колесов, — является основой естественного и нравственного русского права — практическая мораль в традиции…» (Колесов В.В. Русская ментальность в языке и тексте. — СПб, 2006. С. 260). Правда у русских понимается как честность, отсутствие лжи, справедливость. А.Харчиков в песне «Товарищу Сталину» объясняет, в чём заключается правда Сталина:

И в том твоя правда и сила,

Что всё ты отдал России!

В песне А.Харчикова «Сталин, вставай» подчёркивается значимость правды для всех советских народов при жизни вождя:

И от Хивы до Таймыра,

И от Карпат до Курил

Крепостью правды и мира

Был наш Союз-исполин.

В ряде песен («Холодный март» Ф.Чуева и А.Беляева, «Завещание» Ф.Чуева и С.Лебедева, «Сорок лет без Сталина» П.Базурина и Т.Кербы, «Рождалась наша Русь в надежде и печали» А.Харчикова и др.) высокая оценка народом деятельности вождя как руководителя державы сочетается с критичной оценкой самим Сталиным своей жизни и работы:

Державы крест я вынес в лихолетье,

Досталось ей и по моей вине…

Ф. Чуев, С. Лебедев. «Завещание».

И.В.Сталин (песня Ф.Чуева и А.Беляева «Холодный март»), предвидя будущее, упрекает себя в том, что не вырастил достойного преемника:

В России есть великая идея —

И личность ей великая нужна!

Вспоминается высказывание Сталина о русском народе в беседе с Коллонтай: «Он мечтательный народ. У него есть цель. Потому ему и тяжелее, чем другим нациям» (Эпоха Сталина… С. 471).

Авторы современных песен, высоко оценивая вождя, отметают упрёки в пресмыкательстве перед Сталиным:

Богом мы его не считали,

Но Эпохою Сталин был!

П.Базурин, Т.Керба. «Сорок лет без Сталина».

Сталин предвидел своё будущее, будущее нашей страны и мира. Но это не так удивляет в силу его гениальности. Потрясает озарение, носящее какой-то мистический оттенок, Иосифа Джугашвили — 16-летнего юноши, написавшего «Песню о правде», вошедшую в хрестоматию по грузинской литературе уже в 1895 году. В наше время А.Беляев положил её на музыку:

А в песне его, а в песне —

Как солнечный блеск чиста,

Звучала великая правда,

Возвышенная мечта.

………………………

Люди его земли

Отверженному отраву

В чаше преподнесли.

Сказали ему: «Проклятый,

Пей, осуши до дна…

И песня твоя чужда нам,

И правда твоя не нужна!».

Символизация образа Сталина привела к использованию этого символа через несколько десятилетий после смерти вождя в наиболее сложные, переломные для народа моменты истории. Так, в песне Ф.Чуева и Е.Якушкина «Случай в бою» рассказывается о бое в Афганистане, когда «чужие лупят и свои бомбят»,

Встал прапорщик над битым батальоном:

«За Родину, За Сталина, вперёд!».

………………………………

Какая сила подняла с земли их,

И что им эти давние слова?!

Как будто гены от отца и деда,

Они к солдатам новым перешли,

И это означало, что победа

Пойдёт за ними хоть на край земли!

В октябре 1993 года, когда произошёл контрреволюционный переворот и патриоты защищали Конституцию, Верховный Совет, на баррикадах на Смоленской площади была написана песня Б.Гунько и А.Харчикова «Надо буржуя бить». Эта песня содержит зов сердца: СТАЛИНА ЖДЁТ НАРОД!

В современных песнях Сопротивления Сталин рассматривается как его вождь, надежда на избавление от власти «антилюдей», знамя в борьбе за свободу и независимость России. Сталин органически включён в когорту русских героев. В числе его союзников — настоящие коммунисты и честный советский народ, В.И.Ленин, погибшая в годы Великой Отечественной пехота и советские герои — Александр Матросов, Зоя Космодемьянская, Олег Кошевой, Виктор Талалихин, маршал Жуков, а также герои давних времён — Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Иван Сусанин, Дмитрий Пожарский, царь Пётр, Александр Суворов.

Сталин предвидел, что его имя будет оболгано и оклеветано. По словам А.Харчикова (песня «Сталинские репрессии»):

Правду законопатили,

Дикий раздули вымысел.

Но русский народ пытается разобраться в нагромождении огромной лжи. Недаром в проекте «Имя России» телеканала «Россия» в 2008 году Иосиф Виссарионович Сталин занял ведущее место. Часы Истории идут! Авторы одноимённой песни И.Куликов и С.Касимовский уверены:

Вождю достойные потомки

Как надо почесть воздадут!


Версия для печати
Назад к оглавлению