Мы и мир Л.Е.Криштапович. Прокрустовская демократия Европейского союза

Мы и мир Л.Е.Криштапович. Прокрустовская демократия Европейского союза

Основной недостаток политических исследований, касающихся политики Европейского союза на постсоветском пространстве, состоит в наивном отождествлении политической риторики и политической практики европейских политиков в отношении Беларуси, России и других постсоветских республик. Если нарисовать собирательный образ европейской бюрократии и олигархии, то он будет очень похож на персонаж античной мифологии — Прокруста и его ложе. Прокруст любезно предлагал уставшим путникам отдохнуть на его ложе, но подобный отдых заканчивался трагически для тех, кто пользовался услугами этого античного персонажа. Именно такую же прокрустовскую политику и демократию стремится реализовать Европейский союз на постсоветском пространстве. Что, кстати, прекрасно понимают все дезинтеграторы в постсоветских республиках, под какими бы названиями они не прятались, будь-то так называемая оппозиция в Беларуси, якобы «правозащитники» в России и всевозможные неправительственные организации на постсоветском пространстве.

Стоит отметить, что уже Будапештский Меморандум от 5 декабря 1994 года о предоставлении Беларуси гарантий безопасности в связи с окончательным решением вопроса о правопреемстве республики по Договору СНВ и Договору о нераспространении ядерного оружия давал возможность трактовать его отдельные положения в отношении постсоветских республик в сугубо дезинтеграционном аспекте. И неслучайно, что в 1999 году бывший председатель Верховного Совета Беларуси Семен Шарецкий направил письмо президенту США Биллу Клинтону, премьер-министру Великобритании Тони Блэру и президенту Российской Федерации Борису Ельцину с призывом «в соответствии с принципами Заключительного акта ОБСЕ уважать независимость и суверенитет Беларуси». Как подчёркивал С.Шарецкий в этом письме, пришло время выполнять свои обязательства, поскольку независимости Беларуси в результате действий властей угрожает реальная опасность. Какая опасность? Именно Союзный договор, который, дескать, направлен на инкорпорацию Беларуси в другое государство вопреки нормам международного права. При этом указывалось, что складывающаяся ситуация в Беларуси представляет собой угрозу для международного мира и безопасности.

С.Шарецкий озвучил то, что всегда подразумевалось политиками ЕС в отношении постсоветского пространства. Именно сохранение его в дезинтеграционном состоянии, маскируя действительную цель политики ЕС риторикой на тему соблюдения прав человека и демократии. Причём к самим правам человека и демократии евробюрократы подходили сугубо избирательно. Те руководители, политические группы в постсоветских республиках, которые выступали за интеграцию постсоветского пространства, зачислялись в разряд диктаторов и нарушителей прав человека и демократии, а те режимы, которые кричали о так называемой имперской угрозе России, о своем европейском выборе, квалифицировались в качестве демократических и правовых. Поскольку президент Беларуси А.Г.Лукашенко был последовательным сторонником интеграции постсоветского пространства и строительства Союзного государства, то, разумеется, согласно дезинтеграционной логике руководства ЕС, белорусский лидер был облыжно обвинен в несоблюдении прав человека и демократии в нашей республике.

При этом важно понять, что, пытаясь продвигать «демократию» на Восток, руководство ЕС и США чётко расписали роли между старыми и новыми членами ЕС и НАТО. Старым членам, то есть западноевропейским странам, отведена роль учителей на тему демократии и прав человека, гуманной европейской системы ценностей, а на новых членов, то есть восточноевропейские страны (Польша, Чехия, Румыния, прибалтийские лимитрофы), возложена грязная работа по продвижению дезинтеграционной политики ЕС и НАТО на Восток. Политические режимы в этих новых членах ЕС и НАТО выполняют сугубо дезинтеграционную функцию, играя роль провокаторов по нагнетанию напряженности и конфронтации по всему периметру восточнославянской цивилизации. Стоит только отделить политическую демагогию от политической практики и сразу станет очевидно, что никакого отношения реальная политика Евросоюза к демократии и правам человека не имеет. Посмотрите, кого Евросоюз поддерживает на постсоветском пространстве? Явные неофашистские тенденции и организации в странах Прибалтики, бандеровцев на Украине, идейных последователей румынского фашиста Иона Антонеску в Молдове, антироссийский режим в Грузии, так называемых «правозащитников» в России. Ведь очевидно, что все вышеперечисленные силы никакого отношения к демократии не имеют. Не имеет никакого отношения к демократии и так называемая оппозиция в Беларуси. Но все они пользуются несомненным покровительством Евросоюза и США.

Стоит отметить и то обстоятельство, что и в самом ЕС никто в демократию не верит. Взять, к примеру, вопрос с принятием Конституции ЕС. Как только стало ясно, что на референдумах Конституция не пройдет, то быстро свернули данную демократическую процедуру и решили ограничиться лишь парламентами. Когда греки решили вынести вопрос о решении своего суверенного долга на референдум, то в Брюсселе прикрикнули и пришлось отказаться от демократии. В Евросоюзе господствует не демократия, а политическое фарисейство, то есть лицемерная демократия, которая должна создать видимость демократичности политической системы Евросоюза. Поэтому никакого на деле европейского гуманизма не существует. Есть лишь европейское лицемерие как та форма, которую использует европейская бюрократия и олигархия в разговоре со своими гражданами, чтобы закамуфлировать свою антидемократическую сущность в целях сохранения власти в своих руках.

Вот почему никакого ценностного конфликта между ЕС и Беларусью, а следовательно и Союзным государством, не существует. Есть только конфликт между национальными интересами Беларуси и России и дезинтеграционной политикой ЕС по отношению к Союзному государству. Поэтому нет никакой необходимости в признании мифических европейских ценностей и европейского выбора для постсоветских республик. Идти по такому пути — значит идти по пути фарисейства и дезинтеграции. Нам не надо уподобляться этим библейским персонажам и искать какую-то обетованную землю за пределами своей цивилизации. Ибо восточнославянское цивилизационное единство и есть та пространственная основа, которая позволяет Беларуси быть территориально самодостаточной и геополитически самостоятельной. Аналогично обстоит дело и в отношении России и Украины. Не надо идти ни на Запад, ни на Восток, а надо обустраивать собственную землю, исходя при этом не из ложных геополитических ориентаций и идеологических концепций, а из собственных национальных интересов и уметь продвигать эти интересы на международной арене.

Необходимо понять, что Союзное государство и есть национальная модель обустройства Беларуси и России. Это и есть наша национальная идея, которую мы пытаемся искать где-то в чужих краях, а не у себя дома. Это и есть наш национальный путь развития, отвечающий интересам наших братских народов.

Образно говоря, наши лидеры должны быть настоящими Тесеями, чтобы не самим оказаться на европейском прокрустовом ложе, а быть способными уложить на него европейских дезинтеграторов.


Версия для печати
Назад к оглавлению