• Главная
  • Журнал
  • 2012
  • № 5 (70) 2012
  • К новой общественно-экономической формации. Г.И.Черкасов. О неизбежности и характере переходного периода от капитализма к социализму

К новой общественно-экономической формации. Г.И.Черкасов. О неизбежности и характере переходного периода от капитализма к социализму

К новой общественно-экономической формации. Г.И.Черкасов. О неизбежности и характере переходного периода от капитализма к социализму

Современный капитализм всё сильнее сотрясается разносторонними кризисами — экономическими, политическими, идеологическими, нравственными. Причём они охватывают не только отдельные страны, но и буржуазный мир в целом. Убедительными примерами этого служат сейчас прежде всего катастрофическое положение Европейского союза и массовые кровопролитные волнения в государствах Северной Африки и Ближнего Востока.

Подобные события настоятельно ставят вопрос о путях практического формирования принципиально нового общественного строя — социализма. Этого же требует и далеко не всегда удачный опыт СССР, многих его бывших союзников. Однако, к большому сожалению, за последние десятилетия даже научное обществознание очень редко обращается к исследованию поставленного вопроса. Невольно создается впечатление, что для построения социализма не нужен какой-либо переходный период между ним и предшествующей формацией. Но так ли это?

*  *  *

Данную проблему можно глубоко раскрыть только на базе диалектического материализма. Он показал, что в любой сфере действительности превращение одного качества в другое происходит не сразу, а посредством некоторого переходного промежутка между ними, определенного переходного времени. В такой период совершается постепенное всё большее отмирание старого качества и всё большее утверждение нового. В природе это, например, движение от ночи к дню (утреннее время), от семени к полноценному растению (вегетационный период), от детеныша к взрослому животному. Подобные процессы (разумеется, со своими особенностями) происходят и в общественном развитии. Это особенно важно иметь в виду при переходе от одной формации к последующей: тут возникает своеобразный период, когда старой из них в основном уже нет, а новой — в основном ещё нет. Складываются переходные общественные отношения, включающие элементы и того, и другого строя. При этом формируются прежде всего новые производительные силы и новая разновидность собственности, а на такой базе образуются новые надстроечные отношения.

Тем самым определённый переходный период является неизбежным при смене одного общества другим. Крупными элементами его можно считать время патриархального и долгового рабства при становлении рабовладельческого строя, распространение оброка и торговли при отмирании крепостничества в России, годы «огораживания» (сгона свободных крестьян с их земли) при возникновении капитализма в Англии. Конечно, границы переходов в данных случаях достаточно размыты.

Неизбежен переходный период и при смене капиталистической формации социалистической. Его специально выделяли и исследовали К.Маркс (в том числе в «Критике Готской программы») и В.И.Ленин (особенно в «Государстве и революция»).

*  *  *

В содержании именно этого периода можно отметить две стороны: а) общность со всеми другими подобными историческими этапами; б) черты, свойственные только ему.

Что касается первой стороны, то для смены одной формации последующей всегда необходима более развитая, чем ранее, технологическая база, то есть новый, более зрелый характер и уровень производительных сил. На такой базе возникли рабовладельческий строй, затем феодализм и капитализм. Данная предпосылка требуется, конечно, и для становления социалистического общества.

Далее, при смене любых формаций происходит отмирание старой из них и вызревание новой. Также совершается вытеснение капитализма и утверждение социализма. Главное в таком процессе — изменение господствующей собственности на основные средства производства. Возникает и новый тип надстроечных отношений, в первую очередь новый тип государства, с его новой классовой направленностью.

Кроме того, у переходного периода от капитализма к социализму существует общность в том, что ему свойственна острая противоречивость. Она порождается противоборством нового со старым в самых важных сферах социальной жизни, особенно в области собственнических отношений. Всё это проявляется в напряжённой классовой борьбе.

Нельзя не отметить также, что, как и любой межформационный процесс, смена капитализма социализмом отличается революционным характером. Последний в принципе состоит в переходе от старого к новому в важнейших сферах. В данном случае революционные преобразования охватывают все основные стороны социума: технологическую, экономическую, политическую, идеологическую.

Наконец, общий аспект в содержании предмета нашего изучения состоит в появлении ранее не существовавших социально-экономических укладов. Такое происходит при смене любых формаций. При становлении феодализма возникают хозяйства помещиков, а также крепостных крестьян и ремесленников, с возникновением элементов капитализма появляются растущие предприятия мелкой и средней буржуазии, образуется кооперативный сектор. В условиях формирования социализма постепенно вызревают общенародный и коллективный уклады.

Таковы основные черты, общие для переходного периода от капитализма к социализму и для других подобных этапов социального развития.

*  *  *

Но ещё важнее выделить и исследовать главные особенности данного периода.

Во-первых, наиболее глубинной, можно сказать, коренной из них следует считать переход впервые в истории к господству общественной собственности. Имеется в виду её возникновение прежде всего в области материального производства, а на такой базе — в социальной и духовной сферах. Этого не было во всей предыдущей эволюции человечества: после отмирания первобытнообщинной формации стали утверждаться один за другим различные виды частного присвоения — рабовладельческое, феодальное, капиталистическое. Основным способом образования общественной собственности в переходных условиях служит национализация. В принципе она может осуществляться тремя важнейшими путями: а) конфискация имущества эксплуататорских классов, то есть его изъятие в пользу социалистического государства без какого-либо возмещения; б) насильственное изъятие имущества таких классов с частичным или полным возмещением; в) огосударствление нетрудового имущества посредством различных мероприятий экономического характера. Все это создает предпосылки для развития производства и социальной жизни в интересах трудящихся.

Во-вторых, специфической чертой изучаемого переходного периода является широкое распространение в его границах коллективной собственности. Огромное значение такому процессу придавал В.И.Ленин: вспомним прежде всего его знаменитую статью «О кооперации». Коллективное достояние в данных условиях необходимо главным образом в производственной сфере, но и в области торговли, финансов, социальных услуг, творческой деятельности. При этом оно важно не только само по себе, но и как существенная предпосылка общенародного присвоения.

В-третьих, на основе приоритета общественной и коллективной собственности при переходе к социализму отмирает эксплуатация, то есть безвозмездное присвоение чужого труда. Это также исключительно важная особенность данного периода. На протяжении его люди научатся жить и улучшать свое благосостояние посредством только своего труда. В таких условиях вполне допустима и мелкая, трудовая частная собственность.

В-четвёртых, становление социализма имеет свою специфику в области экономической многоукладности. Дело в том, что тут складываются прямо противоположные хозяйственные формы — частная и общественная, а кроме того, небывалое развитие получает кооперативный сектор экономики. Своё содержание резко изменяет государственный сектор, выражая теперь уже не частно-классовую собственность, а общественную. Вероятнее всего, возникнет немало смешанных предприятий и организаций: государственно-частных, государственно-кооперативных и других.

В-пятых, только что рассмотренные экономические особенности переходного к социализму периода порождают в это время небывалую ранее классовую структуру общества. Устраняется ведущая роль буржуазии, в итоге она вообще сходит со сцены. На её прежнее место выдвигается рабочий класс, его верным союзником становится кооперированное крестьянство. Постепенно формируется народная интеллигенция. Но в какой-то мере сохраняется мелкая буржуазия.

В-шестых, при переходе от капитализма к социализму коренным образом изменяются характер, место и роль государственной власти. В предыдущих подобных периодах она оказывалась в руках того или иного эксплуататорского класса (рабовладельцев, феодалов, буржуазии); её завоеванием новым из этих классов переходный период в основном завершался; она смогла обеспечить лишь стихийное осуществление такого периода. В отличие от всего этого формирование социалистического строя происходит под руководством рабоче-крестьянского государства; с его образованием данный процесс лишь начинается; оно способно осуществить возникновение нового строя осознанным, в основном планомерным путем.

Наконец, все только что показанные особенности переходного периода от капитализма к социализму позволяют достаточно точно обозначить границы этого этапа, что тоже было невозможно ранее при смене формаций. В общем плане названный период начинается с завоевания политической власти трудящимися во главе с Коммунистической партией и завершается созданием в основном социалистического общества.

Как видим, переход от капитализма к социализму представляет собой не только неизбежный, но и совершенно новый, качественно особый процесс в человеческой истории. Поэтому он требует глубокого изучения  и тщательной подготовки.

*  *  *

В Советском Союзе, благодаря многосторонней деятельности широких масс под руководством Коммунистической партии, были в значительной мере реализованы многие важнейшие особенности данного переходного периода.

В первую очередь, разумеется, встал вопрос о практическом формировании общественной собственности, главным образом на основные средства производства и обращения. Начало было положено известным Декретом о земле (26 октября 1917 г.), объявившим о её национализации. Затем такой процесс активно развернулся в области промышленности, в основном завершившийся за 1917—1919 годы. Он сопровождался рабочим контролем за деятельностью прежде всего крупных и средних предприятий. Кроме того, в течение 1918 года были национализированы важнейшие транспортные средства страны: железные дороги, морской и речной флот. А ещё к началу февраля этого года в руки Советского государства перешли все российские банки.

Следующее важное мероприятие в СССР, отразившее особенности переходного к социализму периода, — массовое распространение коллективной собственности. Этот процесс широко осуществлялся в сфере сельскохозяйственного производства. Определённой предпосылкой здесь можно считать товарищества по совместной обработке земли (ТОЗы). Но наиболее развитой формой стали колхозы (сельскохозяйственные артели). К июню 1931 года общее число колхозов составило 211 тыс. — 52,7% всех крестьянских хозяйств. Конечно, в разных регионах страны они имели неодинаковую степень зрелости и эффективности; были и серьёзные ошибки в их организации, а также активное сопротивление кулачества.

Кроме аграрного сектора, коллективная собственность в Советском Союзе постепенно возникала и в других сферах народного хозяйства. Это происходило в виде образования различных форм кооперации. Сравнительно развитой и распространенной из них стали потребительские общества, главным образом в розничной торговле. К началу 1975 года насчитывалось 9,5 тыс. потребительских кооперативов, объединявших свыше 62 млн. человек и реализовавших около 30% розничного товарооборота всей страны. Далее, до середины 1950-х годов, в СССР существовала промысловая кооперация, занимавшаяся преимущественно мелкотоварным производством продукции массового спроса. Её образование в основном завершилось к середине 1930-х годов, а к началу 1941 года она включала 25,6 тыс. объединений, куда входило 2,6 млн. членов. Действовали также жилищные и кредитные товарищества.

Как видим, в переходный период в нашей стране различные виды кооперации получили немалое распространение. Однако надо отметить, что далеко не все они в полной мере выражали реальную коллективную собственность, совместную и равную по своему характеру. Многие из них представляли скорее смешанное (совместно-паевое) достояние.

В СССР при формировании социализма существовала своеобразная экономическая многоукладность. Если в предыдущих переходных условиях ведущее положение занимали эксплуататорские формы хозяйства, то в данном случае это место прочно занимал социалистический уклад, то есть общенародное производство в совокупности с коллективным. Это видно из следующих статистических материалов. Уже в начале характеризуемого периода (в 1922 г.) удельный вес социалистического хозяйства в объёме промышленной продукции составил 68%. К концу же 1930-х годов такой показатель равнялся более 99%. К этому времени свыше 98% сельскохозяйственной продукции создавалось в совхозах и колхозах. Патриархальный, госкапиталистический и частнокапиталистический уклады сошли со сцены, а мелкотоварный производил менее 1% всей валовой продукции страны.

На базе столь радикальных экономических преобразований в СССР за характеризуемый переходный период в корне изменился классовый состав населения. В 1924 году он включал только 10,4% рабочих и 1,3% кооперированных крестьян и кустарей, а остальную часть населения составляли помещики и буржуазия (8,5%), а также крестьяне-единоличники и некооперированные кустари (75%). Но уже к концу 1930-х годов удельный вес рабочих достиг почти 40%, участников коллективных хозяйств — свыше 47%, а эксплуататорские классы исчезли полностью; 13 млн. человек были заняты преимущественно умственным трудом.

Кроме всего остального, на примере Советского Союза можно наблюдать, как при переходе к социализму возникают небывалая сущность и принципиально новые функции государства. Уже отмечалось, что с завоевания политической власти лишь начинается данный период. Конкретнее говоря, в нашей стране он возник в октябре 1917 года, когда к руководству Россией пришло Советское правительство во главе с В.И.Лениным. С деятельности этой власти и стало практически формироваться новое общество. Но главное в том, что социалистическое государство превратилось в невиданный ранее орган — в выражение основных потребностей и интересов трудящихся масс, прежде всего рабочего класса в союзе с крестьянством. Коренной из таких потребностей является освобождение от эксплуатации, и Советская власть сразу предприняла радикальные меры в данном направлении. Об этом говорит уже введение рабочего контроля в промышленности и на транспорте, резкое ограничение батрачества в сельском хозяйстве. Но самым важным надо считать, конечно, активную национализацию в стране основных средств производства и обращения. В результате собственниками их постепенно становились сами широкие массы трудящихся. Поэтому государственное достояние превратилось из выражения частно-классовой собственности в выражение собственности общенародной. Последнее обстоятельство привело в том числе к тому, что в органы власти в массовом порядке стали избираться непосредственные представители трудящихся.

Наконец, в условиях переходного периода в СССР отчётливо проявилась и такая новая функция государства, как планомерное управление социально-экономическими процессами. Назовём лишь некоторые, наиболее выдающиеся примеры подобного рода. В первую очередь имеется в виду курс на массовую национализацию основных средств производства и обращения. Затем — новая экономическая политика (НЭП), принятая по инициативе В.И.Ленина на X съезде РКП(б) в марте 1921 года. Она ставила целый ряд глубоких задач: а) обеспечить тесное взаимодействие социалистической промышленности с мелкотоварным крестьянским хозяйством; б) определить формы использования капиталистического уклада в восстановлении и развитии новой экономики; в) внедрить хозрасчёт и другие эффективные методы для подъёма общенародного производства. Всё это неразрывно связано с другими крупными мероприятиями Советского государства — с планом ГОЭЛРО, индустриализацией страны (по решению XIV съезда партии в декабре 1925 г.), курсом на коллективизацию сельского хозяйства (решения XV съезда ВКП(б) в 1927 г.), с постепенным повышением жизненного уровня советских людей, культурной революцией и т. д. Такие действия социалистического государства основывались на марксистской теории формационного развития, в том числе на ленинском плане построения социализма.

*  *  *

Как известно, в рассматриваемый период в СССР было допущено и немало серьёзных практических ошибок, вплоть до прямого нарушения законности. Это можно объяснить главным образом небывалой новизной переходного времени, исключительной сложностью внутренней и международной обстановки. Были, несомненно, и субъективные причины. Однако наличие негативных сторон совсем не отрицает огромной исторической значимости той эпохи. Тогда в Советском Союзе впервые в жизни человечества был совершён реальный и сравнительно продолжительный прорыв к построению неэксплуататорского общества, в определённой степени осуществлены его главные черты и особенности. При этом накоплен бесценный опыт в области как теории, так и социальной практики, к тому же подлинно глобального масштаба. Нельзя не преклоняться перед людьми, активно и плодотворно участвовавшими в событиях того незабываемого времени.


Версия для печати
Назад к оглавлению