В.Ф.Грызлов. О положении на Северном Кавказе

В.Ф.Грызлов. О положении на Северном Кавказе

Изменения в политико-идеологических установках сепаратистских сил

Сложная обстановка на Северном Кавказе сохраняется на протяжении двух десятков лет. Она порождена реставрацией капитализма в стране, разрушением Союза ССР. В северокавказских республиках производство разрушено, наиболее высокая, по сравнению с другими республиками, краями и областями РФ, безработица, крайне низкий уровень доходов населения и т. д. Особенно это касается Чечни, Ингушетии и Дагестана. Огромных масштабов достигла коррупция. Большое влияние приобрели разного рода кланы, родственные и местнические связи.

Национальный вопрос в этом регионе, по существу, длительное время является военно-политическим вопросом. Прошли две необъявленные войны в Чечне с применением практически всех современных видов оружия, кроме ядерного. Во всяком случае, погибли десятки тысяч людей (по оценкам отдельных экспертов — более 300 тыс.). Сотни тысяч раненых, беженцев и вынужденных переселенцев.

В настоящее время, согласно официальным данным, только в Чечне сосредоточена военная группировка численностью в 35 тыс. человек (по неофициальным данным, более 60 тыс. человек). Это — подразделения минобороны, внутренних войск, пограничники, ФСБ и чеченская милиция.

Массовых боевых действий нет, но в Чечне, как и в Дагестане, Ингушетии и в определённой мере в Кабардино-Балкарии, идёт своеобразная «партизанская война», нарастают терроризм и бандитизм. Обстрелы, взрывы, теракты и т. п. происходят постоянно. О большинстве из них СМИ не сообщают. Острие преступлений направлено против государственных и муниципальных служащих, работников правоохранительных органов. Гибнут мирные жители. Продолжаются похищения и убийства людей (в чём подчас замешаны и представители госструктур).

Следует обратить внимание на изменения в последние месяцы форм деятельности антироссийских сил, на переориентацию их идейно-политических установок. В 1990-е и начале 2000-х годов в регионе выступили националистические движения представителей отдельных национальностей. Особенно активно национализм, порой в форме откровенного бандитизма, проявился в Чечне. Целью националистов было отделение от Российской Федерации и создание независимого государства той или иной национальности (в частности, Чеченской республики Ичкерия).

В последнее время националистические лозунги экстремистов отдельных национальностей совсем не исчезли, но начинают отходить на второй план. Сепаратизм и национализм проявляются в ином виде. Провозглашено государственно-территориальное образование «Исламское государство Имарат Кавказ». Имарат (эмират, от араб. «эмир» — «повелитель», «вождь»). Радикальными боевиками Имарат рассматривается как исламское государство, основанное на шариате и управляемое эмиром. Предполагается, что титул эмира может как передаваться по наследству, так и быть выборным. Имарат имеет ограниченную территорию (не всю, где проживают мусульмане) и представляет собой переходный этап на пути установления халифата (от араб. «хиляфа» — «замещение» и «халиф» — «наследник», «представитель») — единого глобального мусульманского теократического государства, управляемого прямыми или духовными наместниками пророка Мухаммеда.

О создании Имарата Кавказ 7 октября 2007 года впервые заявил в своём обращении «президент Чеченской республики Ичкерия» (ЧРИ) Д.Умаров. Он сложил полномочия президента ЧРИ и провозгласил себя «эмиром моджахедов Кавказа», «предводителем джихада», а также «единственной законной властью на всех территориях, где есть моджахеды». По мнению создателей Имарата Кавказ, «основанием для провозглашения исламского государства стала безусловная обязанность мусульман перед Аллахом установить на подконтрольных территориях Закон Аллаха — Шариат». Умаров объявил «вне закона этнические, территориально-колониальные зоны под названием «северокавказские республики» и т. д. и объявил о вводе полного шариатского правления на всех территориях Северного Кавказа.

Имарат Кавказ в момент провозглашения якобы состоял из 6 государственно-административных образований — вилайятов: Дагестан, Нохчийчоь (Ичкерия), Галгайче (Ингушетия), Иристон (Северная Осетия), Ногайская степь (Ставропольский край) и объединённый вилайят Кабарды, Балкарии и Карачая. В мае 2009 г., вилайят Иристон был упразднён и включён в состав вилайята Галгайче.

Вилайяты возглавляют «вали», назначенные из числа эмиров местных автономных национальных (этнических) боевых объединений — «джамаатов». Первым заместителем (наибом) главы Имарата Кавказ (Умарова) является эмир Супьян (Супьян Абдуллаев). Высшим совещательным органом при эмире является Маджлис уль-Шура, состоящий из высших эмиров — глав вилайятов и руководителей джамаатов. Высшим судебным органом Имарата Кавказ является Высший шариатский суд. Председатель этого суда (кадий) — эмир Сейфулла (Анзор Астемиров). По сообщениям сепаратистских Интернет-ресурсов, Служба безопасности Имарата Кавказ — Мухабарат — во главе со своим руководителем (раисом) Тарханом Газиевым занимается «расследованием антигосударственной деятельности» врагов Имарата и разрабатывает «специальные мероприятия» по их «нейтрализации». У Имарата Кавказ имеется официальное представительство за рубежом — векалат, возглавляемое полномочным представителем моджахедов и руководства Имарата Кавказ — векилем (на конец августа 2009 г. эту должность занимал Шамсуддин Батукаев).

О главаре боевиков Д.Умарове

Доку Хаматович Умаров — активный участник сепаратистского движе-ния в Чечне, президент Чеченской республики Ичкерия в 2006—2007 годы. Провозгласил себя эмиром, как отмечалось, в октябре 2007 года. В нас-тоящее время находится в федеральном розыске по обвинениям в грабежах, убийствах, похищениях людей с целью получения выкупа, организации террористических актов, участии в незаконных вооружённых формированиях, распространении призывов к свержению власти и разжиганию межнациональной розни.

Умаров родился 13 апреля 1964 года в с. Харсеной Шатойского рай-она Чечено-Ингушской АССР. Принадлежит к тейпу Мулкой. Окончил Грозненский нефтяной институт по специальности «инженер-стро-итель». Работал в разных районах России. В 1980-е годы осуждён за убийство по неосторожности. В 1992 году прокуратурой Тюменской области Умарову было предъявлено обвинение ещё в одном убийст-ве. Он обвинялся в том, что совместно с М.Атаевым убил двух человек в пос. Патрушево Тюменской области. Умаров бежит в Чечню.

Перед началом Первой чеченской войны служил в полку «Борз» под руководством Р.Гелаева. Борз — чеч. волк; так ещё назывался пистолет-пулемёт, производимый кустарным способом в Чечне в 1990-е годы.

Умаров участвовал в боевых действиях против российских войск в Первой чеченской войне (1994—1996 гг.). В конце 1994 года возглавил отряд боевиков. К 1996 году стал «бригадным генералом Ичкерии» — командиром крупного (до нескольких сот человек) отряда, пополнившегося в 2004 году членами банды убитого Гелаева. Летом 1996 года Умаров был одним из участников казни 30 милиционеров и военных — чеченцев, оборонявших Грозный. Умаров причастен к похищению в 1999 году спецпредставителя МВД РФ в Чечне Г.Шпигуна. В «правительстве» А.Масхадова был секретарём «совета безопасности» (с июня 1997 г.), руководителем штаба по координации борьбы с преступностью (с ноября 1997 г.). В 1998 году был снят со всех постов за причастность к похищениям людей и нападение на сотрудников «прокуратуры Ичкерии».

Умаров воевал на стороне боевиков во Второй чеченской войне. В январе 2000 года при прорыве из Грозного был тяжело ранен. В марте 2000 года командование Объединенной группировки войск на Северном Кавказе объявило о гибели Умарова. Однако информация оказалась ложной. В 2002 году был назначен Масхадовым командующим «Западным фронтом», в 2004 году — «министром госбезопасности Ичкерии». В 2002 году участвовал в похищении сотрудников прокуратуры ЧР А.Климова и Н.Погосовой (похищены в декабре 2002 г. по дороге из Грозного в аэропорт Моздока, освобождены через год в результате операции ФСБ). Причастен к взрывам здания УФСБ РИ и электрички в Кисловодске в сентябре 2003 года. Был одним из организаторов рейда боевиков на Ингушетию 22 июня 2004 года и руководителем нападения на Грозный 21 августа 2004 года.

В 2005 году Умаров решением «президента ЧРИ» А.-Х.Садулаева назначен «вице-президентом Ичкерии». 17 июня 2006 года в связи с ликвидацией Сайдулаева стал «президентом ЧРИ».

В феврале 2005 года слухи о гибели Умарова появились вновь. Всего о смерти Умарова сообщалось в средствах массовой информации 6 раз. В последний раз осенью 2009 года.

Награждён высшими орденами «ЧРИ» — «Къоман Сий» («Честь Нации») и «Къоман Турпал» («Герой Нации»), а также именным оружием от Дж.Дудаева.

Ситуация после отмены режима контртеррористической операции (КТО) в Чечне

Несмотря на откровенно популистские заявления Р.Кадырова и его окружения, отмена 16 апреля 2009 года режима контртеррористической операции в Чечне не привела к стабилизации обстановки в этой и соседних республиках Северного Кавказа. Напротив, она ухудшилась. Уже спустя несколько дней режим КТО пришлось вводить в Итум-Калинском, Шалинском, Шатойском и Веденском районах Чеченской Республики.

23 декабря 2009 года информационный ресурс «Кавказский узел», опираясь на информацию собственных корреспондентов и других источников, сообщал, что с момента отмены КТО жертвами вооружённого противостояния боевиков и силовых структур в ЧР стали не менее 453 человек. Из них 270 человек погибли, 183 получили ранения.

Активность силовых структур за 250 дней после отмены КТО в Чечне возросла. За 250 дней после отмены контртеррористической операции в Чечне зафиксировано не менее 114 отдельных боестолкновений и спецопераций. Некоторые спецоперации, например, на границе Чечни и Ингушетии, в последнее время приобрели постоянный характер. За 250-дневный период до отмены КТО этот показатель сводился к 54. Число убитых, объявленных боевиками и их сообщниками, за время после снятия КТО достигло минимум 167, показатель аналогичного периода до снятия КТО — 67. Количество задержанных составило как минимум 128, за период же в 250 дней до снятия КТО задержанию подверглись 104 человека. В то же время сократилось число явившихся с повинной — 8 человек после отмены спецрежима против 14 за период в 250 дней до снятия КТО.

Несмотря на усилия правоохранительных органов, активность вооруженного подполья в Чечне также остается высокой. За 250 дней после отмены режима КТО в республике в ходе боев и перестрелок, а также в результате нападений и терактов погибло не менее 73 сотрудников силовых органов и не менее 151 получили ранения. За такой же период до снятия КТО от действий участников НВФ погибли 26 представителей силовых структур и 93 получили ранения. Выросло число диверсий и терактов. За 250 дней после отмены КТО стало известно не менее чем о 49 взрывах.

Вооружённый конфликт в Чечне сопровождается нарушением прав гражданского населения, включая право на жизнь. В республике по-прежнему убивают и похищают. За 250-дневный период до отмены КТО сообщалось в общей сложности о 10 убийствах, 13 случаях ранения и 10 похищениях мирных жителей Чечни, за 250 дней с момента снятия режима КТО стало известно о не менее чем 18 убийствах, 32 случаях ранения и о 32 похищениях гражданских лиц.

Ситуация обострилась не только в Чечне, но и на всем Северном Кавказе, особенно с весны 2009 года в Ингушетии и Дагестане. По данным СКП РФ, в северокавказском регионе в 2009 году, по сравнению с 2008 годом, число преступлений террористической направленности возросло на 57%.

Изменения в тактике боевиков

Тактические приёмы ведения «партизанской войны» также трансформируются. Боевики быстро перемещаются из одной республики в другую. Обстрелы часто совершаются из легковых автомобилей. Как правило, применяется автоматическое оружие. Используются снайперы.

Совершено несколько громких терактов. 5 июня 2009 года в Махачкале был убит глава МВД Республики Дагестан А.Магомедтагиров. 10 июня 2009 года в Назрани преступники расстреляли из автоматического оружия служебный автомобиль «Газель», в котором находилась зампредседателя Верховного суда Республики Ингушетия А.Газгиреева. 22 июня 2009 года было совершено покушение на президента Ингушетии Ю.-Б.Евкурова. 12 августа 2009 года в собственном кабинете в Магасе (столица Ингушетии) застрелили министра строительства этой же республики Р.Амерханова. 17 августа 2009 года 2 террориста-смертника на грузовике «Газель» протаранили ворота здания ОВД в Назрани во время построения личного состава и взорвали бомбу. Мощность взрывного устройства составляла, по разным оценкам, от 400 кг до тонны в тротиловом эквиваленте. Погибли 20 человек, всего пострадали до 262 человек. 6 января 2010 года террорист на автомобиле «Нива» пытался прорваться во двор базы ГИБДД в Махачкале. Специальная огневая группа милиции протаранила его автомобиль и взорвалась вместе с террористом. Погибли 6 человек, 15 госпитализированы.

Постоянно предпринимаются попытки расширить территорию действий экстремистских сил. 27 ноября 2009 года в результате теракта произошло крушение скорого поезда «Невский экспресс» сообщением Москва — С.-Петербург. Место ЧП — неподалеку от населенного пункта Ерзовка, примерно в километре от административной границы Новгородской и Тверской областей. Погибли 27 человек, около 100 ранены.

В традициях религиозного экстремизма возобновились теракты смертников. Джихад рассматривается как важнейшая форма борьбы. При самоподрывах проявляется полное пренебрежение террористов к чужой и собственной жизни. За250 дней после отмены КТО в Чечне произошло 9 терактов с использованием смертников и ещё 1 случай, когда такой теракт, по сообщениям силовиков, удалось предотвратить. До отмены КТО длительное время терактов с использованием смертников не было. Самоподрывы отмечены также в Ингушетии и Дагестане. Психологическое давление самоподрывов на сотрудников милиции (особенно командированных), несомненно, значительно, и это надо учитывать.

Конфликт между националистами и исламскими радикалами 

Объявив о создании Имарата Кавказ, Умаров призвал своих сторонников воевать не только с РФ, но и с другими странами. Против политики, проводимой Умаровым и вдохновляемой исламским идеологом Мавлади Удуговым, выступил находящийся в Лондоне один из лидеров чеченских националистов Ахмед Закаев.

Закаев, находясь под влиянием прозападных сил, не мог смириться с фактической декларацией Умарова об идейном альянсе с «Аль-Каидой». По утверждению сторонников Закаева, «телефонным голосованием» среди членов так называемого «парламента ЧРИ» Закаев был избран «премьер-министром Ичкерии», поскольку Умаров «самоустранился от исполнения обязанностей президента». Премьер-министр является первым лицом Ичкерии во время отсутствия легитимного президента.

На протяжении нескольких месяцев президент ЧР Р.Кадыров пытался установить с контакты с Закаевым. Это было продолжением его усилий по привлечению ведущих фигур чеченского националистического движения 1990—2000-х годов на свою сторону.

В июле 2009 года между спикером Народного собрания ЧР Д.Абдурахмановым и А.Закаевым в Осло состоялись переговоры под эгидой правозащитного фонда «Форум мира в Чечне» под председательством И.Амундсена. Закаев даже призвал боевиков не стрелять по чеченским милиционерам, но его влияние в нынешней Чечне является крайне низ-ким. Обстрелы, теракты продолжались.

Более того, руководство Имарата Кавказ объявило деятельность Закаева антигосударственной, поручило разобраться с ним шариатскому суду и службе безопасности, обвинив Закаева в причастности к гибели «президентов ЧРИ» Масхадова и Садулаева. В августе 2009 года в сети Интернет было размещено сообщение о том, что Высший шариатский суд Имарата Кавказ приговорил Закаева к смерти.

В конечном счёте контакты между Кадыровым и Закаевым окончились безрезультатно. В конце октября 2009 года Кадыров назвал Закаева «хамелеоном и болтуном». В свою очередь, Закаев объявил, что «Кадыров ничего сам не решает, а лишь выступает в качестве рупора Кремля».

На протяжении всего этого времени прокуратура отмечала, что Закаев совершил тягчайшие преступления и снисхождения «ради мира в Чечне» ему быть не может.

Вместе с тем нужно чётко понимать: Национальные проблемы в истории порой решались очень жёстко. Но никогда национальный вопрос не решался только силовыми способами. В конечном счёте решение может быть только политическим.


Версия для печати
Назад к оглавлению