Отменить смертный приговор Политехническому музею!
Источник: газета "Правда"
Фото: Wikipedia
15 октября 2020 года в «Правде» было опубликовано оказавшееся в распоряжении редакции письмо генерального директора, теперь уже бывшего, «Политеха» Ю.В. Шахновской министру культуры Российской Федерации О.Б. Любимовой. Из него общественность впервые узнала о страшной судьбе, уготованной Политехническому музею.
«По решению президента Российской Федерации (поручение от 30.04.2010 № Пр 1171) и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.2010 № 665 «О развитии федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Политехнический музей» начат процесс масштабной реконструкции здания Политехнического музея (далее — музей) и создания на его базе музея науки мирового уровня. Утверждённая дорожная карта реконструкции предполагала перемещение 240 тысяч единиц хранения, входящих в состав Музейного фонда Российской Федерации, в специально оборудованное хранилище… В соответствии с концепцией Музея, утверждённой Министерством культуры Российской Федерации (приказ от 28.04.2011 № 417), функциональное зонирование главного здания Музея не предусматривает размещения в нём коллекции и библиотеки Музея».
Таким образом, более 10 лет назад министерство культуры РФ утвердило концепцию музея… без музейных экспонатов. Хочется надеяться, что этого не будет. К тому же отправлен за моря, за океаны инициатор размузеивания Политехнического музея А.Б. Чубайс, освобождена от должности генерального директора Политехнического музея рьяная исполнительница его воли Ю.В. Шахновская.
Но зуд разрушительства этих персон не оставил. Им мало, что они превращают в бесхозный хлам более 240 тысяч ценнейших музейных экспонатов, а также библиотеку — 3,5 миллиона экземпляров. В прощальном письме г-жа Шахновская достаточно самонадеянно и цинично заявляла: «Политехнический — уникальное явление, мне очень повезло стать частью (?) его полуторавековой истории. Спасибо судьбе и Анатолию Борисовичу Чубайсу за то, что пригласил меня… Мне очень хочется, чтобы Политех открылся именно таким, каким мы с вами его задумали. До встречи в Политехе!»
Характер задуманного геростратами достаточно ярко проявился на прошлой неделе на книжной ярмарке в московском Гостином Дворе. Дело в том, что «Политехнический музей анонсировал запуск книжной серии «Книги Политеха» — партнёрского просветительского проекта музея и издательств Corpus, «Альпина нон-фикшн» и «Бомбора».
Между «Книгами Политеха» и преступным размузеиванием Политехнического музея, увы, существует тесная связь. Она была бесцеремонно продекларирована «Политехом» в его приглашении на выставку, где даётся «обоснование» ликвидации экспонатов музея, превращения всемирного пропагандиста материальной культуры общества в легковесное ток-шоу. «Книги Политеха» — это начало качественно нового диалога о науке с нашей аудиторией, который продолжится после открытия музея в 2021 году, — говорит руководитель издательских проектов Валентина Летунова. — Серия, по сути, анонс тех принципов и подходов, которые заложены в основу будущей постоянной экспозиции Политехнического музея».
Иначе говоря, дорвавшиеся до музея ненавистники отечественной культуры теперь делают из него площадку для легковесного времяпрепровождения случайных посетителей. Об этом они цинично заявляют в своём приглашении на международную книжную ярмарку: «Политех уверен, что разговору о науке не нужна особенная среда. Он может состояться в парке, в кафе, в небольшом открытом лектории и, как показала практика, даже онлайн. Единственное, что действительно нужно для такого диалога, живой интерес собеседников. Горожане смогут узнать последние научные новости и обсудить самые волнующие темы — от хода цифровой революции до нюансов детского образования». Итак, «Политех» уверяет, что Политехнический музей не нужен.
Что касается глубины обсуждения выдвигаемых вопросов, то о ней уведомлено откровенно и цинично в «Программе «Политеха» на non/fictio №22»: «Мы предлагаем в живом диалоге знакомиться с актуальными научными представлениями о смерти, хаосе, Луне, живых машинах и беспилотных автомобилях и поговорить о том, зачем учёные исследуют странные, неприятные или совсем обычные вещи и явления. Пять новинок научпопа за 50 минут: лучшие выпускники Школы эксплейнеров Политеха помогут разобраться в непростых научных идеях, представленных в книжной серии музея, и обсудят с посетителями, как эти идеи меняют мир вокруг нас».
Это не рекламка для заманивания случайных прохожих, а, по только что приведённому утверждению В. Летуновой, «анонс тех принципов и подходов, которые заложены в основу будущей постоянной экспозиции Политехнического музея». Это — декларация чубайсят, усердно превращающих Политехнический музей, одну из бесспорных гордостей нашей культуры, по их собственному признанию, в «научпопу».
Те, кто руководили сим учреждением — генеральный директор Ю.В. Шахновская, попечительский совет музея, возглавляемый бывшим первым вице-премьером, а ныне главой Внешэкономбанка РФ И.И. Шуваловым, сменили логотип, осуществив небескорыстное его усекновение. Теперь фирменный знак — Политех. Размузеивание, таким образом, в логотипе закреплено.
Но в нём, тем не менее, сохранена политехническая ориентация учреждения. Конечно, это не следствие доброй воли захватчиков Политехнического музея, а отражение необходимости обосновывать преемственность, чтобы у общества не возникало сомнения по поводу права пользования и распоряжения огромным замечательным корпусом в самом центре столицы. Но, как показало участие «Политеха» в недавней книжной ярмарке, где все его акции носили откровенно демонстративный характер, возглавляемое Шахновской и управляемое Чубайсом — Шуваловым руководство учреждения осуществляет коренное перепрофилирование деятельности учреждения.
Во-первых, указанное выше размузеивание прежде всего проявилось в ликвидации музейного фонда — 240 тысяч (!) экспонатов. На ярмарке в Гостином Дворе «Политех» настойчиво насаждал представление о правомерности своего существования… без экспонатов. В одном из презентационных документов без обиняков заявлялось: «Политехнический музей представляет новый взгляд на экспозицию, посвящённую науке и технологиям. Спустя столетие для музея вновь становятся важными мысль и идея, а не предмет, ими созданный».
Да, для музейщиков этот взгляд действительно новый, противоестественный и неприемлемый, но для разрушителей — естественный в силу и их идеологии, и их корысти. Кстати, это заявление свидетельствует, что перед нами — заурядные фальсификаторы истории Политехнического музея, пытающиеся уверить публику, что столетие назад он создавался с ориентацией на «мысль и идею, а не на предмет, ими созданный». Первоначально основой музея стали экспонаты (предметы, созданные на основе мыслей и идей их творцов) Политехнической выставки 1872 года. Под постоянно пополнявшееся собрание этих экспонатов и строилось уникальное здание-дворец, в котором размещался до злосчастной реконструкции Политехнический музей.
Во-вторых, г-жа Шахновская в письме министру культуры РФ, опубликованном в «Правде», явно дезинформировала адресата по поводу того, будто после реконструкции появляется «музей науки мирового уровня». Убедительнейшее заявление лживости этого высказывания — выселение уникальной музейной библиотеки, в которой собрано 3,5 миллиона экземпляров научно-технической литературы. Или нынешние господа, занятые в сфере культуры, считают, что для развития науки научная литература уже не требуется? В опубликованных в «Правде» письмах учёных, озабоченных судьбой Политехнического музея, утверждалось прямо противоположное. Многие из них высказывали благодарность музейной библиотеке за помощь в их исследованиях.
В-третьих, «Политех» не намерен заниматься сколько-нибудь серьёзной пропагандой не только научно-технического развития России, но и какой-либо пропагандой научно-технического творчества современной молодёжи. В более чем вековой истории Политехнического музея эту функцию выполняло прежде всего знакомство с его экспонатами, уникальность которых уже сама по себе вызывала интерес школьников и студентов к технике. Тысячи посетителей музея выбрали под его воздействием своё инженерное будущее. Сегодня эта функция Политехнического музея особенно востребована: конкурсы в технические учебные заведения постоянно сокращаются, а потребность специалистов после возвращения России на путь созидания будет величайшей. Да и сегодня многие действующие предприятия уже испытывают дефицит в инженерно-технических кадрах.
В-четвёртых, полностью оправдалась оценка, которую дала заморскому проекту реконструкции Политехнического музея по запросу министерства культуры РФ Инженерная академия. Её специалисты предупреждали, что в результате реконструкции по проекту английских исполнителей вместо храма науки и культуры Политехнический музей превратится в «доходный дом науки». Как в воду смотрели учёные-патриоты. Только что закончившаяся ярмарка это убедительно подтвердила. Эрмитаж, например, выставил на ней изданные им книги, посвящённые экспонатам музея и научным открытиям его сотрудников. Подобный подход к издательскому делу у Третьяковской галереи, Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и других ведущих музеев страны и мира.
«Политех» тоже создал издательский отдел. Но ни одной не то что книги, но и брошюрки, которые были бы посвящены Политехническому музею, его (бывшим) экспонатам, его научным исследованиям, не появилось. Впрочем, уволенное руководство «Политеха» такой задачи и не ставило. Издательскому отделу была поручена иная работа. Какая? Ответ на этот вопрос был в материалах, представленных на ярмарке и, кстати, размещённых в интернете. Вот он: «Специалисты музея будут отвечать за отбор научно-популярной литературы и качественную экспертизу, издательства гарантируют соответствие книг высоким стандартам отрасли».
И что же они подобрали? Издания, главное достоинство которых — высокая вероятность дохода, то есть полное соответствие критериям доходного дома. Сами по себе эти книги, как правило, занимательные. Их названия напоминают рыболовные крючки с хорошей наживкой. Вот примеры: «Легко ли плыть в сиропе?», «Человек и жизнь», «Тайна ничто и бесконечно много глупостей». И главная «фишка» — книга Хайдера Варрайча «Современная смерть. Как медицина изменила уход из жизни». Ей даже был посвящён специальный «Политех-ток». Очень актуальное токование, если рассматривать участие «Политеха» с подобными книгами на закончившейся ярмарке как поминки по Политехническому музею.
В конце прошлого года у Политехнического музея появился новый директор. Им стала Елена Владимировна Проничева. Замечу, что обвинения в "размузеивании" Политехнического, включая смену логотипа, набор книг для участия в ярмарке и т.д и т.п., к ней не относятся. Прошёл слух, что она даже удивилась, что музей оставлен без экспонатов. Ей предстоит если не в этом, как в очередной раз обещано, то в будущем году обеспечить открытие музея. А это не представление 5—10 коммерчески привлекательных книг. Это — ответственность (теперь уже её ответственность!) за то, что предстанет посетителю после реконструкции. В том числе за залы без экспонатов, за библиотеку без книг, за использование размузеенных помещений не по назначению… Следственный комитет РФ легко сможет удлинить этот перечень.
Так, может быть, новому директору приложить все усилия, чтобы музей остался музеем, а не территорией для сомнительных ток-шоу? Может быть, целесообразнее, разумнее новому назначенцу ориентироваться на кремлёвское решение «Об особо ценных объектах национального наследия России», где Политехнический музей был объявлен «главным российским центром науки и техники»? А главное — помнить: правители, вельможи и чиновники приходят и уходят, а Россия останется. Ликвидация Политехнического музея в его изначальном, исконном смысле — это преступление и перед современниками, и перед потомками. Значит, допускать его нельзя.
Не понимаю, почему до сих пор не возвысила голос Российская академия наук — ведь речь идёт о научном учреждении. Почему не слышно позиции Федерального собрания? Почему депутаты Государственной думы, представляющие Москву, надеются, что во время ближайшей избирательной кампании с них не спросят за попустительское отношение к одному из музеев-символов Москвы и Российской Федерации? А ведь есть ещё Прокуратура и Следственный комитет, которых не может не касаться судьба этого музея и средств, которые потрачены на его фактическую ликвидацию…
Версия для печати