Верность исконным народным традициям

6 июня 2013 RSS лента
Верность исконным народным традициям

Источник: Правда

Автор: Виктор Трушков

На 2013 год выпадает немало круглых памятных дат, которые невозможно втиснуть даже в масштабные границы нашего обширного Отечества. Одна из них — воистину поворотная. Этим летом исполняется 110 лет, как идейно определился и организационно оформился большевизм.

Истоки

Если копаться в исторических деталях, то термин «большевизм» может показаться случайным и даже неуклюжим, поскольку связан с частным политическим событием.

На II съезде РСДРП — начался 17 (30) июля в Брюсселе и завершил свою работу 24 июля (6 августа) в Лондоне — на каждом из его 37 заседаний голосовали не по разу. Например, хрестоматийной стала напряжённая ситуация, которая сложилась при голосовании по первому параграфу партийного Устава, определяющему, кого считать членом РСДРП. В тот день победила размытая мартовская формулировка, строгий ленинский подход к партийному членству остался в меньшинстве. Но сторонники Мартова вошли в историю под именем меньшевиков, а звучное имя большевиков история закрепила за ленинцами. Поводом для этого стали результаты голосования при выборах съездом руководства партии, когда победили сторонники Ленина.

Сам Владимир Ильич, объясняя случившееся в небольшой статье «О большевизме», написанной для готовившегося Н.А. Рубакиным двухтомника «Среди книг» (вышел в 1913 году), обращал внимание не на частности, а на глубинный смысл исторических событий. Он писал: «Происхождение большевизма неразрывно связано с борьбой так называемого «экономизма» (оппортунизма, отрицавшего политическую борьбу рабочего класса и его руководящую роль) против революционной социал-демократии в 1897—1902 гг. «Экономизм», поддерживаемый Бундом, был побеждён и вытеснен известной кампанией старой «Искры» (Мюнхен, Лондон и Женева 1900—1903 гг.), которая восстановила, на началах марксизма и революционных с.-д. принципов, с.-д. партию (основанную в 1898 г., но потом разрушенную арестами). На II съезде РСДРП (август 1903 г.) искровцы раскололись: большинство их стояло за принципы и тактику старой «Искры», меньшинство же повернуло к оппортунизму, встретив поддержку прежних врагов «Искры», «экономистов» и бундовцев… Меньшевики приспособили тактику рабочего класса к либерализму».

Большевиками стали именно те, кто сумел повести за собой большинство пролетариата, большинство тех, кто свой кусок хлеба зарабатывал собственным трудом, — большинство России.

Отечественный мыслитель Н.А. Бердяев, не принявший Советскую власть и изгнанный из страны на «философском пароходе», в 1937 году писал: «Самый большой парадокс в судьбе России и русской революции в том, что либеральные идеи, идеи права, как и идеи социального реформизма, оказались в России утопическими. Большевизм же оказался наименее утопическим и наиболее реалистическим, наиболее соответствующим всей ситуации, как она сложилась в России в 1917 году, наиболее верным некоторым исконным русским традициям и русским исканиям универсальной социальной правды, понятой максималистически… Коммунизм оказался неотвратимой судьбой России, внутренним моментом в судьбе русского народа».

Революционный марксизм нашей эпохи

В ХХ столетии было немало русских слов, которые без всяких виз и штампов таможен обосновались практически во всех языках планеты. Пятилетка, колхоз, спутник — эти и подобные им знаковые понятия эпохи Великого Октября, советской цивилизации не нуждались в переводе на иностранные языки, были приняты разными народами в своём первозданном виде. Так вот, первым в этом ряду было слово «большевик». Уже Джон Рид в книге «Десять дней, которые потрясли мир» обращал внимание на него, на его беспереводность.

Большевизм — это революционное течение, которое устремлено в социализм, а через него — в общество социального равенства. В нём нет ни грана утопии, никакой маниловщины. Принято решение — значит, оно должно быть выполнено. Даже если путь, который экономически развитые страны проходили за 50—100 лет, надо пробежать за десятилетие. Чтобы достичь этого, существуют большевистские темпы.

Только не надо лукаво и подло путать большевизм с волюнтаризмом. Да, советские большевики удивляли американских и немецких дипломированных специалистов, когда, вопреки технико-экономическим предписаниям, разработанным светилами западной науки, сокращали сроки строительства сложнейших объектов иногда в полтора и даже два раза. Но вот ведь какой парадокс: введённые большевистскими темпами объекты успешно работали. У досрочно возведённых сооружений не отваливались стены, повышенные скорости резания металла не вели к разрушению станков, а скоростные плавки не мешали варить легированную сталь сложных марок. Лозунг «Время, вперёд!» был истинно народным, совпадал с интересами человека труда. И тщательно разработанные научные расчёты не отвергались чохом, но уточнялись и обогащались заинтересованностью, талантом и творчеством рабочих и руководителей-выдвиженцев, жадно осваивавших истины науки.

Да и сам большевизм является наукой, так как пропитан теорией марксизма-ленинизма. В.И. Ленин удивительно кратко и точно указал на эту его грань, определив большевизм «как применение революционного марксизма к особым условиям эпохи». В то же время это — не школярское начётничество, а постоянное применение теории на практике, проверка её практикой, чуткое улавливание новых явлений в жизни общества. Вспомним, как в 1917 году В.И. Ленин отслеживал характер общественно-политических процессов даже не по месяцам, а по неделям и дням. И на этой базе уточнялись задачи, менялись лозунги. Только при таком условии можно побеждать в переходную эпоху. Большевизм был внимателен не только к объективным процессам, но и к настроениям трудящихся, однако никогда не потакал их предрассудкам.

Идейной сердцевиной большевизма является диалектический и исторический материализм, он всегда был верен марксистской методологии. А это означало принципиальное и нетерпимое отношение к политическому оппортунизму и мировоззренческому ревизионизму. В.И. Ленин постоянно подчёркивал, что большевизм и родился-то в борьбе с оппортунизмом, напоминая, что меньшевизм «был непосредственным, не только идейным, но и организационным преемником «экономизма». Во время русской революции он проводил тактику, объективно означавшую зависимость пролетариата от либеральной буржуазии и выражавшую мелкобуржуазные оппортунистические тенденции».

Коренная особенность большевизма, обеспечившая ему возможность очищения русского, российского революционного движения от буржуазной ржавчины, состоит в том, что он не на словах, а на деле был мировоззрением, теорией и практикой сознательной пролетарской борьбы, то есть точно определял коренные интересы рабочего класса и последовательно проводил их в жизнь. Благодаря этому он и был поддержан людьми труда. Это единство Ленин особенно ценил.

В знаменитой статье «Крах II Интернационала» он писал: «В России полное отделение революционно-социал-демократических пролетарских элементов от мелкобуржуазно-оппортунистических подготовлено всей историей рабочего движения. Самую плохую услугу ему оказывают те, кто отмахивается от этой истории и, декламируя против «фракционности», лишает себя возможности понять действительный процесс образования пролетарской партии в России, складывающейся в многолетней борьбе с различными видами оппортунизма».

Коммунисты — значит большевики

В октябре 1952 года наша партия, ВКП(б), приняла решение впредь не использовать понятие «большевистская». Конечно, это не было случайным, спонтанным решением. Его поддержал (а возможно, был его инициатором) И.В. Сталин. А он всегда с удовольствием подчёркивал большевистский характер нашей партии. Более того, слово «меньшевик» было одним из самых суровых и грозных его ругательств.

Почему ВКП(б) пошла на такой серьёзный шаг? Думается, так диктовало время.

Большевизм появился в исторический период, когда, во-первых, начался новый подъём революционного движения, приведший к Первой русской революции. Во-вторых, центр мирового революционного движения тогда переместился в Россию. Большевизм отражал многие черты международного рабочего движения и последовательно исходил из принципа пролетарского интернационализма. Его международное значение стало очевидным и общепризнанным именно тогда, когда он обосновал необходимость борьбы против растущих проявлений национализма в социал-демократической среде, переросших с началом Первой мировой войны в социал-шовинизм. Более того, большевизм возглавил эту борьбу. Но он одновременно сохранил российские особенности (на это обращал особое внимание Бердяев). И иначе не могло быть, так как именно русская революция прокладывала маршрут мировому прогрессу.

В середине ХХ века положение серьёзно изменилось. Победа советского народа, Советского государства и его союзников во Второй мировой войне привела к появлению социалистического лагеря. К тому же в годы войны в рядах Сопротивления в ведущих европейских странах были заложены основы возможного союза коммунистов с левыми социалистами. Так, председатель социалистической партии Италии П. Ненни даже участвовал в чествовании в Москве И.В. Сталина в день его 70-летия 21 декабря 1949 года, а в марте 1953 года был на его похоронах. Во Франции коммунисты уже после войны боролись против наступления капиталистической реакции вместе с левыми радикалами и некоторыми другими партиями социалистической направленности. В таких условиях предстояло максимально использовать в интересах продвижения к социализму механизмы буржуазной демократии. Именно об этом говорил с трибуны XIX съезда ВКП(б) — КПСС И.В. Сталин.

В новых условиях советская Компартия и руководство СССР стремились ослабить международную напряжённость, вызванную развязанной Западом «холодной войной». Не случайно все интервью, которые Сталин давал в послевоенные годы, были посвящены вопросам укрепления мира, необходимости сохранения сотрудничества великих держав, сложившегося в борьбе с гитлеровским фашизмом и японским империализмом.

Подчёркивание большевизма в такой обстановке становилось неактуальным.

Но решения XIX партсъезда не были отказом от большевизма. В «Резолюции XIX съезда партии об изменении наименования партии» разъяснялось:

«Двойное наименование нашей партии «коммунистическая» — «большевистская» исторически образовалось в результате борьбы с меньшевиками и имело своей целью отгородиться от меньшевизма. Поскольку, однако, меньшевистская партия в СССР давно уже сошла со сцены, двойное наименование партии потеряло смысл, тем более, что понятие «коммунистическая» выражает наиболее точно марксистское содержание задач партии...

В связи с этим XIX съезд партии постановляет:

Всесоюзную Коммунистическую партию большевиков (ВКП(б)) отныне именовать «Коммунистическая партия Советского Союза» (КПСС)».

Действительно, международное коммунистическое движение в ХХ столетии появилось, возродилось под историческим названием (вспомним его первую программу — «Манифест Коммунистической партии») как большевистская альтернатива социал-демократическому движению, сползшему к оппортунизму.

К сожалению, Н.С. Хрущёв и его преемники стали постепенно отождествлять отказ от большевистского названия партии с отказом от… сущности большевизма. Так был устранён важнейший «контрольный пункт», бдительно следивший за тем, чтобы в нашу идеологию не проникали микробы оппортунизма. Увы, как только сняли этот шлагбаум, началось извращение марксизма-ленинизма. Более того, оппортунизм довёл своё чёрное дело на рубеже 1980—1990-х годов до прямого предательства.

Примечательно, что Большая советская энциклопедия ещё в 1970 году взывала к бдительности: «Исторический опыт показывает, что партии, называющие себя коммунистическими, но отступающие от основных принципов большевизма, неизменно скатывались в болото «правого» или «левого» оппортунизма».

Какой точный и дальновидный теоретический и политический вывод! 


Версия для печати

Назад к событиям