Пока актеры играют на сцене, чиновники играют с нормами права
19 декабря 2012
RSS лента
Автор: Наталья Семенец.
Фото: Игоря Казакова.
18 декабря в Государственной Думе необыкновенно горячо прошёл круглый стол, организованный фракцией КПРФ. Тема дискуссии звучала так: «О практике реализации законодательства Российской Федерации в сфере театрального дела и театральной деятельности». Состояние дел обсуждали с присущими только настоящим артистам эмоциями и жестами. В центре внимания, в частности, была новая концепция развития театров, принятая Министерством культуры РФ. Ситуация в отрасли оказалась настолько непростой, что даже после четырехчасового обсуждения часть творческих работников продолжили дискуссию уже в кабинете депутата Государственной Думы Дмитрия Новикова. Именно он возглавлял рабочую группу по подготовке к круглому столу.
Новые инициативы чиновников от культуры не слишком широко освещаются в прессе, но широко обсуждаются в театральной среде. Если коротко: актеров и режиссеров хотят заставить играть вовсе не по Станиславскому, а по строгим нормативным актам, и только после прохождения обязательной аттестации. Так, поправки в Трудовой кодекс касаются перевода значительной части актёров с бессрочных трудовых договоров на срочные гражданско-правовые.
Эти поправки чиновники «продвигают» как исключительно полезные и даже необходимые. Теоретически они призваны улучшить жизнь и работу всех творческих работников – от главных режиссеров известных на весь мир театров до выпускников театральных училищ, только что пришедших в маленькие провинциальные театры. Но это теоретически. Когда те же самые режиссеры и актеры начали разбираться с сутью поправок, то обнаружили множество странных и даже абсурдных инициатив.
«Главное, что хотят расширить перечень срочных договоров. И тогда мы все с вами перейдем на гражданско-правовые договоры, а они не предполагают ни отпусков, ни больничных, ни других социальных выплат, - говорит советская и российская актриса кино и театра Елена Драпеко, - это означает, что все мы находимся на поле битвы!».
«Воевать, так воевать, - вторит ей представляющая театр «Модернъ» народная артистка России Светлана Врагова, - Нам не впервой разговаривать с властью не с позиции жалких артистов».
Присутствующие на круглом столе творческие люди вообще были настроены довольно решительно. Даже художественный руководитель московского театра «Школа современной пьесы» Иосиф Райхельгауз, признавшись, что не готовился к участию в круглом столе, поскольку хотел быстро уйти, в итоге во многом горячо поддержал своих коллег: «Я готов внятно заниматься существующими проблемами, а проблем этих – снежный ком».
Проблемы будут только копиться, это очевидно. Всем актерам теперь навязывают прохождение «конкурсной аттестации» (кто и по каких критериям будет аттестовывать актеров – тайна за семью печатями). На основании этой аттестации работодатель уже будет решать – взять ли актера на работу, а если взять, то на год, или на три. «Вы можете представить себе Броневого, проходящего аттестацию?», - полушутя, полувсерьёз комментировали с места актеры.
А что значит уход от бессрочных трудовых договоров к срочным гражданско-правовым? Иными словами: отработал некоторое число спектаклей – до свидания! Идеальный способ для работодателя избавится от работника. То, что данная система приведет к коррупции – артисты даже не сомневаются. Более того, данные поправки частично дублируют уже действующие нормы трудового права. Новые правила приведут лишь к сокращению творческих коллективов, и именно этого, вероятнее всего, добиваются чиновники.
Но что еще более волновало артистов и режиссеров – это даже не предстоящая обязательная аттестация, а общая ситуация в культуре. Часть театров власти уже готовы признать неэффективными. Поэтому-то в ходе обсуждения неоднократно звучало название Московского драматического театра имени Н.В.Гоголя. Именно он может оказаться первым в череде театров, которые будут разгромлены как «неэффективные». И это вслед за скандальным списком ВУЗов «с признаками неэффективности»! В который, кстати, было включено и более десяти ВУЗов культуры. И здесь тоже немало вопросов. В частности, как можно оценивать театральный вуз по критерию результативности сдачи ЭГЭ, если первичен здесь был и остается актерский талант?
Заработная плата большинства актеров, особенно в провинции, развитие новых театров и поддержание на плаву уже существующих – вопросы, оскорбительно упирающиеся в финансы. А они здесь, в унисон с актерами, поют романсы.
«Только с пьяну или сдуру жалко денег на культуру», - цитировали присутствующие известный протестный лозунг творческой интеллигенции. Депутат Государственной Думы Олег Смолин как бы выразил суть этого непростого обсуждения: «На сегодняшний день государство наказывает людей, которые имеют безумство храбрых любить культуру».
Четыре часа бурных и эмоциональных обсуждений о нынешнем состоянии культуры, о проблемах в развитии отечественного театра и необходимости сохранения театра репертуарного вылились в десятистраничный проект рекомендаций для органов государственной власти.
Творческие люди настоятельно убеждают чиновников отложить принятие поправок к Трудовому кодексу и прислушаться все же к большинству актеров и режиссеров, а не к меньшинству театральных менеджеров.
Фоторепортаж: Круглый стол в Государственной Думе 18 декабря 2012 года.
Версия для печати