Д.Г.Новиков: Революции не терпят поражений
7 ноября по инициативе фракции КПРФ в Государственной Думе состоялся «круглый стол», приуроченный к 107-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Обсуждение открыл и вёл Председатель ЦК КПРФ, руководитель фракции коммунистов в Государственной думе Геннадий Зюганов. Предлагаем вниманию читателей выступление заместителя Председателя ЦК партии Дмитрия Новикова.
Уважаемые товарищи!
107 лет отделяют нас от Великой Октябрьской социалистической революции. В тот день революционные солдаты и пролетариат Петрограда под руководством большевиков свергли потерпевшее полный крах Временное правительство. В мировой истории была открыта новая эра — эра воплощённой в жизнь социальной справедливости и народовластия, эра социализма.
Много это или мало — 107 лет? Много, если оценивать их с точки зрения перемен, достигнутых благодаря Великому Октябрю. В эти годы вместились потрясающие достижения Советского Союза: индустриализация, преобразование деревни, культурная революция, разгром фашизма, прорыв в космос. В перечне заслуг нашей революции и такие всемирные величины, как крушение колониальных империй и появление целого ряда социалистических государств.
С другой стороны, в истории эпохи, открытой Октябрём 1917-го, пройден лишь небольшой — начальный — отрезок пути. Он невелик в сравнении с тем, сколько ещё предстоит сделать ради торжества социализма, ради права каждого народа освободиться от капиталистического рабства, от империалистического диктата, от долларовой удавки и долговой кабалы — от самых разных форм неоколониализма.
В нашем мире, полном противоречий, дело В.И. Ленина продолжает жить и является победным. Именно оно обеспечивает экономический взлёт Китая и Вьетнама. Председатель КНР Си Цзиньпин на это неоднократно указывал, а сам он, о чём стоит помнить, является не только Председателем КНР, но и Генеральным секретарём Центрального Комитета Коммунистической партии Китая.
Конечно, годовщина социалистической революции — это ещё и годовщина нападок на смысл и дело Великого Октября. Это годовщина бесчисленных попыток опорочить, принизить, очернить, предать забвению всемирно-историческое свершение трудящихся. Сразу после победоносного выступления петроградских рабочих и солдат враги революции принялись говорить о «заговоре» и утверждали, что большевики опираются на ничтожно малую часть населения.
Но жизнь их опровергла. За успешным восстанием в столице последовали события, известные как триумфальное шествие Советской власти. Сама эта новая власть установилась по всей стране — быстро и почти везде мирно. А когда возникла угроза извне, миллионы рабочих и крестьян встали под знамёна Красной Армии. При этом попытки белых генералов и атаманов создать массовые армии провалились. Им не помогли ни финансовые вливания западных правительств, ни кровавый террор с целью загнать в их войсковые части как можно больше людей.
В деле защиты Советской власти наш народ проявил невиданную прежде энергию. Она позволила изгнать интервентов и коллаборантов, восстановить народное хозяйство и поднять страну к новым вершинам. Столь большие процессы не бывают «случайностью».
С полным на то правом Ленин подчёркивал: «…В решительный момент, в момент завоевания власти и создания Советской республики, большевизм оказался единым, он привлёк к себе всё лучшее из близких ему течений социалистической мысли, он объединил вокруг себя весь авангард пролетариата и гигантское большинство трудящихся».
Великая Октябрьская социалистическая революция была абсолютно закономерна. Её подготовила вся предшествующая история России и человечества. Предтечами победы пролетариата были и жуткое, постоянно растущее расслоение, и жестокая эксплуатация, и недоступность достижений культуры народным массам, и кровавые войны, которые развязывал капитал. Налицо были все характерные признаки гниющего капитализма — капитализма на его империалистической стадии.
Предложив блестящую альтернативу капитализму, Великий Октябрь стал ещё и спасением для нашей страны. Нынешние ниспровергатели социализма не раз пытались изобразить Россию начала ХХ века мощной и быстро растущей державой. Но сравнительно успешное развитие отдельных отраслей не отменяло тот факт, что страна была зависимой периферией буржуазного мира. Блеск царской короны и широта императорской мантии скрывали всё возраставшее подчинение западному капиталу, растущую долговую кабалу, многомерную экономическую отсталость.
Нам говорят, что Россия была лидером в экспорте ряда сельхозкультур. Да, была. Но они «забывают» уточнять, что самые простые орудия для сельского хозяйства страна закупала за рубежом. Масштабный же вывоз пшеницы обеспечивался массовым недоеданием, а нередко и голодом собственного населения.
Даже такие вещи, как булавки, бритвы, нательные крестики, — и те импортировались из Европы, не говоря уже о станках. Неразвитость собственного промышленного производства ярко проявилась и в годы Крымской, и в годы Русско-японской, и в годы Первой мировой войн. Эта неразвитость стоила России миллионов жизней — погибших и искалеченных.
В чём действительно лидировала царская Россия, так это в уровне смертности, в том числе детской. Лидировала страна и в неграмотности. Лидировала по показателям заболеваемости инфекциями, по паразитарным недугам.
Нарастали национальные противоречия. После распада «единой и неделимой» они тут же сказались. При Временном правительстве эти противоречия немедленно вылились в «парад суверенитетов».
Иногда даже мы, сегодняшние коммунисты, защищая смысл и дело Великого Октября, для краткости говорим: «Ленин спас территориальное единство нашей страны». Нет, если быть точными, Ленин его не спас. Спасать было уже нечего. Единой страны не стало. Единство России Ленин не спас, а воссоздал. Он воссоздал его заново, стремительно, убедительно, на самой прочной основе — интернационального братства народов.
Временное правительство, сменив царское, не решило ни одной из национальных проблем. Через полгода после Февральской революции в стране были запущены процессы разностороннего распада. Начинался сильнейший голод. Во весь рост встал призрак тотальной катастрофы. Конец распаду положили рабочие и крестьяне, пошедшие за большевиками и Лениным.
«Смысл и дело Великого Октября» — так была названа статья Г.А. Зюганова в газете «Советская Россия» к 80-летию революции. Шли те самые «лихие девяностые» — время дичайшего шельмования советской эпохи. Статья сыграла большую роль в практической работе партии. Она вооружила коммунистов и сторонников КПРФ множеством аргументов, важных и для исторической справедливости, и для дела нашей сегодняшней борьбы. Она манифестировала важнейшие идеи, утверждавшие справедливость одного из программных тезисов КПРФ. Это тезис единства социально-классового и национально-освободительного смыслов в борьбе трудящихся масс.
Всем тем, кто готов порочить имя Ленина и дело большевиков, мы должны сказать: «Научитесь отвечать для себя на некоторые вопросы». Например, на такой: как же так получилось, что за 3,5 года царское и Временное правительства не снискали больших успехов в ходе Первой мировой войны. А ведь у тогдашней России были мощные союзники: бурно растущие США, Англия и Франция — поистине великие державы. Державы-то великие, а победа долго не приходила... А вот правительство Ленина за 2,5 года победило армии всех интервентов.
Действительно, большевики победили и вчерашних противников Антанты — выбросив, как и обещал Ленин, на помойку истории «похабный» Брестский мир. Но одновременно красные победили и бывших союзников России по Антанте: Англию, Францию, США. Заодно победили орды предателей, пошедших в услужение иностранным интервентам, — всех этих колчаков и красновых, врангелей и шкуро. А ещё победили ораву националистических правительств. Победили петлюровщину, махновщину, басмачество, бандитизм...
И как же всё это могло случиться, если бы социалистическая революция в нашей стране была случайностью, эдаким «зигзагом истории»?!
Подлое разрушение Советского Союза — главного детища Великого Октября — принесло народам нашей страны неисчислимые страдания. Но всё-таки правы те, кто утверждает: революции не терпят поражений. Так произошло и с Великой Октябрьской социалистической. Как бы цинична ни была ельцинская реакция, ей не удалось отнять все завоевания, полученные нашим народом благодаря социализму. И та роль, которую сыграла в этой борьбе КПРФ, ещё будет оценена по достоинству.
Что же до наветов на нашу революцию, то на них давно даны убедительные ответы. И не только большевиками. Великий русский поэт Александр Блок писал: «Горе тем, кто думает найти в революции исполнение только своих мечтаний, как бы высоки и благородны они ни были. Революция, как грозовой вихрь, как снежный буран, всегда несёт новое и неожиданное; она жестоко обманывает многих; она легко калечит в своём водовороте достойного; она часто выносит на сушу невредимыми недостойных; но — это её частности, это не меняет ни общего направления потока, ни того грозного и оглушительного гула, который издаёт поток. Гул этот, всё равно, всегда — о великом».
Версия для печати