ЮРИДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ЦК КПРФ В.Г.Соловьёв. В Белгородской области осуждены фальсификаторы на выборах депутатов Государственной думы.
Оказывается, даже за такое серьёзное преступление, как фальсификация итогов выборов, можно понести символическое наказание, которое только убедит общественность: ждать справедливости от тех, кто «правит бал», пока не приходится. Облечённые властью лица спустят на тормозах даже явное нарушение закона. Представители «Единой России» били себя кулаком в грудь, убеждая нас в достоверности результатов выборов депутатов Государственной думы седьмого созыва, прошедших в сентябре 2016 года, непредвзятости избирательных комиссий. Однако сразу после объявления предварительных итогов голосования стали всплывать факты фальсификаций. Теперь можно с уверенностью утверждать, что скрупулёзная работа, которая проводилась по поручению Председателя ЦК КПРФ Г.А.Зюганова Юридической службой Компартии по проверке фактов нарушения избирательного законодательства в ходе проведения выборов, принесла конкретные результаты. Фальсификации действительно имели место.
Так, 18 сентября 2016 года на избирательном участке №1198 в посёлке Томаровка Яковлевского района Белгородской области наблюдателем был заснят на видео вброс в урны для голосования 51 избирательного бюллетеня. Сотни тысяч человек увидели в Интернете, как председатель участковой избирательной комиссии Елена Рогожина просит «девочек» поторопиться с вбросом («Ну ещё может кто-нибудь подойти...).
По заявлению кандидата в депутаты Государственной думы от КПРФ, депутата Белгородской областной думы Анастасии Байбиковой отделом по расследованию особо важных дел Следственного комитета Российской Федерации по Белгородской области 20 сентября 2016 года по данному факту было возбуждено уголовное дело в отношении председателя участковой избирательной комиссии избирательного участка №1198 и иных неустановленных лиц по признакам преступления, предусмотренного ст. 142.1 УК РФ (фальсификация итогов голосования).
Вскоре, однако, стало очевидно, что суд не хочет выяснять причины поступка членов избирательной комиссии. Хотя догадаться, за кого так радели члены УИК, думаю, не представляет особого труда. Служители Фемиды удовлетворили ходатайство обвиняемых рассмотреть дело в «особом порядке», то есть по упрощённой процедуре, без привлечения доказательств и вызова свидетелей.
Как известно, шила в мешке не утаишь, и по итогам предварительного следствия обвинение в совершении преступления было предъявлено не только председателю участковой избирательной комиссии, но и секретарю данной комиссии, референту ООО «Белгранкорм-Томаровка» Ирине Щербак и члену комиссии, начальнику хозяйственного отдела Томаровского дома культуры Татьяне Мирошниковой.
Впрочем, они отделались лёгким испугом, в чём им помогла государственный обвинитель прокурор Ирина Дубинина. Она интерпретировала мотивы поведения трёх вышеупомянутых дам как «личную заинтересованность в создании видимости высокой явки избирателей». По этим причинам они-де вбросили 28 бюллетеней за депутатов по Белгородскому одномандатному округу и 23 бюллетеня — за кандидатов по федеральному списку партий. Только вот за какую партию и за какого кандидата так старались обвиняемые, следствие «не установило».
В качестве отягчающего обстоятельства по делу гособвинитель Ирина Дубинина назвала совершение преступления группой лиц. Однако суд фактически не принял во внимание это обстоятельство, хотя и признал их виновными в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.30, ст. 142.1 УК РФ, — в покушении на фальсификацию итогов голосования. Зато применил статью 64 УК РФ, позволяющую уменьшить наказание ввиду смягчающих обстоятельств.
Что же это за обстоятельства? Их представила защита обвиняемых. Оказывается, ныне пенсионерка Елена Рогожина, если верить характеристике администрации муниципального образования, пользуется заслуженным авторитетом среди населения, на хорошем счету у администрации района, «активно участвовала» в сельскохозяйственной переписи населения, «осуществляла организацию и проведение» выборов депутатов Госдумы, президента РФ и депутатов облдумы. К тому же имеет нагрудный знак федерального комитета по статистике, медали и благодарности. В 2015 году получила благодарность главы администрации муниципального района «Яковлевский» Белгородской области «За профессиональное отношение к выполнению обязанностей по организации и проведению выборов депутатов Белгородской областной думы шестого созыва». Подобные же характеристики были представлены суду и в отношении двух других обвиняемых.
У находившихся в помещении суда граждан возникал закономерный вопрос: не получена ли Рогожиной благодарность в 2015 году за такое же «профессиональное отношение к выполнению обязанностей по организации и проведению выборов», как и на выборах 2016 года, после которых все эти якобы добросовестные женщины оказались на скамье подсудимых?! Подобным вопросом Яковлевский районный суд не задавался. Прокурор Дубинина попросила оштрафовать председателя комиссии Рогожину на 250 тысяч рублей, а Щербак и Мирошникову — на 200 тысяч каждую. Услышав это, в последнем слове обвиняемые одна за другой попросили суд «строго не наказывать» их, заявив, что свою вину признают и полностью раскаиваются в содеянном.
Суд, вняв этим просьбам, назначил подсудимым наказание ниже минимального уровня: Елене Рогожиной предстояло уплатить в виде штрафа 50 тысяч рублей, Ирине Щербак — 30 тысяч рублей, Татьяне Мирошниковой — 25 тысяч рублей. Результаты голосования на этом участке были признаны недействительными.
Прокурор Яковлевского района Белгородской области посчитал приговор незаконным и несправедливым и внёс на него апелляционное представление. Он указал, что назначенное подсудимым наказание является чрезмерно мягким и не соответствующим степени общественной опасности совершённого деяния. Районным судом не было принято во внимание, что своими действиями подсудимые грубо нарушили гарантированные Конституцией Российской Федерации права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти.
В начале февраля 2017 года апелляционная инстанция — Белгородский областной суд — оставила приговор без изменения, чем подсудимые были очень довольны.
Какие выводы можно сделать из этой истории? С одной стороны, сам факт проведения следственных действий и вынесения приговора суда имеет воспитательное значение для десятков тысяч членов избирательных комиссий по всей стране. С другой стороны, неадекватность наказания совершённому деянию может укрепить тех, кто не считает серьёзным преступлением фальсификацию итогов голосования, в этом заблуждении, тем более что во многих регионах она стала чуть ли не обыденной нормой.
И ещё один вывод из этой истории: дело было доведено до логического конца благодаря активности белгородских коммунистов и юристов партии, не позволивших спустить его на тормозах; постоянно отслеживающих ход следствия и судебного разбирательства. Значит, если бороться всем вместе, то даже в нынешних условиях, хотя бы в некоторой степени, можно апеллировать к закону и наказывать фальсификаторов.
Руководитель Юридической службы ЦК КПРФ
В.Г.Соловьёв.
Правда, 10—13 марта 2017 г.
Версия для печати