Они тоже сражались за Родину

3 августа 2022 RSS лента
Они тоже сражались за Родину К 100-летнему юбилею музея-заповедника «Спасское-Лутовиново».

На моей малой родине, в богатейшем культурном пространстве Орловского края, появился новый символ — Бирюзовое кольцо России. Ну что ж, этот романтический образ может хорошо поработать на туристическую отрасль нашей страны. Но хотелось бы, чтобы наряду с развлекательными и коммерческими интересами мы не забывали и не теряли главный смысл и ценности, принадлежащие нашей национальной культуре.

Несколько лет назад КПРФ вместе с движением «Русский Лад» и Государственной библиотекой им. Тургенева ярко и выразительно отметила 200-летие со дня рождения И.С. Тургенева. В Колонном зале Дома союзов прошёл юбилейный вечер «Родине поклонитесь» с участием талантливых актёров и музыкантов.

«Родине поклонитесь» — это цитата из письма Тургенева, остро тосковавшего по своей большой Родине, Орловскому краю и родному Спасскому. Это наказ и нам, и всем грядущим поколениям.

Спасское-Лутовиново — родовое гнездо И.С. Тургенева, одна из немногих сохранившихся в России усадеб-памятников, один из крупнейших мемориальных комплексов, расположенных недалеко от Мценска. Сразу после Великого Октября усадьба Тургенева получила статус национального памятника. Советская власть, невзирая на труднейшую экономическую ситуацию в стране, на Гражданскую войну, обратила свой взор на усадьбы русских классиков, на возможность образования новых художественных коллективов — таких, например, как хор им. Пятницкого — в 1918 году.

И разве не поучительный урок культурной политики преподала Советская власть, создав именно в разгар Великой Отечественной войны в 1943 году Уральский академический русский народный хор? А в послереволюционные годы молодая Советская республика выделяла из скудной государственной казны средства для поддержания и развития национальной культуры и просвещения.

Создание музейного комплекса «Спасское-Лутовиново» связано с именами выдающихся советских писателей и деятелей культуры:

В.Я. Брюсовым, А.М. Горьким, А.В. Луначарским. Символично, что в 1940 году, буквально накануне Великой Отечественной войны, когда страна готовилась оказать сопротивление грозному противнику в лице гитлеровской Германии и покорившейся ей Европы, советское правительство выделило 170 тысяч рублей на полное восстановление музея-усадьбы.

Но уже в конце лета 1941 года над Орлом рвались бомбы, а сотрудники тургеневского музея несли бессменные дежурства. Началась эвакуация экспонатов музея в Пензу.

А 7 ноября 1941 года там уже был открыт музей Тургенева, и бойцы сибирских дивизий, уезжавшие на фронт, приходили в гости к Ивану Сергеевичу. Здесь и звучали для них хрестоматийные, обретшие особый смысл в те осенние дни сорок первого тургеневские слова: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

А тем временем в аллеях Спасского уже разместилась управа оккупационных немецких войск. «Просвещённые» европейцы варварски расправились со Спасским. Так же, впрочем, как и с Ясной Поляной Л.Н. Толстого.

В одной из книг писателя Якова Хелемского, памятной мне ещё с юности, которая называлась «На тёмной ели звонкая свирель», был описан эпизод, когда остервенелые немцы в упор расстреливали бюст Тургенева, приняв его за ненавистного им Энгельса. Так «цивилизованная» Европа, для которой мы сохранили Прагу и Краков, Дрезденскую галерею и многое другое, обнажила своё отношение к русским культурным святыням и к славянству в целом. Европейские варвары прошлись не только по Спасскому и Ясной Поляне, они надругались и над пушкинским Михайловским.

Подобно современным бандеровцам, фашисты располагали свои позиции на земле блоковского Шахматова и близ чеховского Мелихова. Но вопреки всему, ещё до прихода Красной Армии, на земле Пушкина и Блока, Толстого и Чехова и далее по всей России — в некрасовской Карабихе, в Щелыкове А.Н. Островского, в лермонтовских Тарханах — везде вставала незримая сила Русского мира. Она разговаривала с фашистами языком «Войны и мира», «Клеветникам России», «Бородино» и «Бежина луга». Это они в том числе молились о силе духа и победе Красной Армии. Они тоже сражались за Родину.

5 августа 1943 года Красная Армия освободила Орёл, и в аллеях Спасского расположились артиллерийские разведчики и санитарные службы. Это был и их родной дом, их родная земля. 19 января 1944 года коллекция музея вернулась в Орёл.

В аллеях же покоится и братская могила советских воинов с именами солдат-героев. Теперь они вместе — Тургенев и герои Великой Отечественной. И в этом сила Спасского. И в этом, я надеюсь, также и высший смысл Бирюзового кольца.

Среди образов будущего, над которыми вот уже более тридцати лет бьются политологи и историки, ясно встают сегодня наши культурные маяки: русская литературная, художественная и монументальная классика. Она никогда не станет прошлым. Сердцем новой нарождающейся идеологии должны стать наша Великая Победа, культура и гуманитарные ценности, способные по своим природным качествам и свойствам противостоять неолиберальным, глобалистским проектам XXI века. Ведь глобализация — это прежде всего проблема окружающей нас культурной среды.

Бесспорно, в современном мире всё унифицируется и стандартизируется. Тем явственнее проступают черты индивидуальности гениев минувших эпох: следы и приметы их жизни, детали быта, характер окружения и, главное, сам дух, который хранят бесценные по своему призванию памятники, усадьбы и музеи России.

В мировоззренческом и нравственном противостоянии агрессивно проявившему себя «закату Европы» наша культура — подлинный исполин, гигант. И сегодня ей нужна только живая вода нашей любви и внимания, нашего ощущения глубокого родства с нею. Иначе можно получить тот самый «украинский эффект» — Ива́нов, не помнящих родства, без конца талдычащих о том, что «Украина — цэ Европа».

Украина — это прежде всего Россия. А если и Европа, то только в той степени, в какой сама Россия является и считает себя Европой. Об этом, кстати, замечательно и с научной, и с художественной точки зрения сказал выдающийся русский филолог и публицист П.В. Палиевский, чьё присутствие долгие годы мы ощущали и на нашем культурном поле. Говоря о Пушкине как о мировом гении, Палиевский указывает на неправильной формы эллипс, опоясывающий границы континента по часовой стрелке, по которому располагаются имена мировых гениев: Гомера в Древней Греции, Вергилия и Горация в Древнем Риме, а затем Новый Рим — Данте. Далее следуют Камоэнс в Португалии, Сервантес в Испании, Шекспир в Англии, Корнель, Расин и Мольер во Франции, Гёте в Германии и, наконец, Пушкин в России.

Пушкин замыкает мировую плеяду гениев и дарит нам весь художественный и интеллектуальный опыт Европы. Да, в этом смысле мы — Европа. Не случайно достойнейший из наследников Пушкина И.С. Тургенев едет в Европу и надолго остаётся там, теперь уже возвращая ей Россию — её самобытную культуру.

Это величайший культурный феномен «золотого» XIX века! И в этом особое значение И.С. Тургенева — одного из символов нашего здорового «европейства». Именно европейства, а не либерального европейничанья. Тургенев, как и Пушкин, — личности сегодняшней и будущей культурной и, если хотите, политической реальности.

«Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам» — это не просто крылатая цитата. Это формула смысла. И, если угодно, опорная смысловая территория для новых поколений России.

Я глубоко уверен, что в рядах защитников нашей страны, жертвенников и героев и поныне стоит неувядающая русская классика. Стоят великие книги, высятся наши мужественные, глубоко патриотические литературные музеи, музеи-усадьбы, литературные мемориалы. Это наш духовный щит, наша главная опора в нынешней борьбе с нацизмом, фашизмом и бандеровщиной, наше богатство и наша гордость.

Столетие музея «Спасское-Лутовиново» ещё раз подчеркнуло народный характер любимого музея. Вновь напомнило нам о чертах народовластия, которые мы обязаны вернуть нашей культуре, нашему мужественному и талантливому народу.


Версия для печати

Назад к событиям