Открытое письмо «В защиту русского классического наследия в российских школах». (31 января 2013 г.).

Открытое письмо «В защиту русского классического наследия  в российских школах». (31 января 2013 г.).

РУКИ ПРОЧЬ ОТ НАШИХ СВЯТЫНЬ!

Уважаемые соотечественники!

В истории и системе российского образования произошли события, смысл и значение которых можно квалифицировать как реальную угрозу национальной безопасности. Из программы общего полного среднего образования по русскому языку и литературе почти полностью исключены имена и произведения русских классиков, составляющих основу нашей духовности, основу всей русской и советской культуры и цивилизации.

Список этих имён не только для интеллигенции России, воспитанной в духе любви к русской классике, но и для всего просвещённого народа российского чудовищен. Вслушайтесь в эти имена: Крылов, Радищев, Жуковский, Грибоедов, Гоголь, поэты пушкинской плеяды Кольцов, Никитин, А.К.Толстой, Майков, писатели Лесков, Шмелёв, советские классики Белов, Симонов, Исаковский, Рубцов.

Из программы выпали хрестоматийные произведения А.С.Пушкина: «К Чаадаеву», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», «Евгений Онегин»; М.Ю.Лермонтова: «Родина», «Нет, я не Байрон»...

Очевидно, что авторами и идеологами новой системы гуманитарного образования избран изощрённый метод не просто уничтожения принципов национального образования, но удушения самого русского духа нашей культуры. Пушкинское: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет», лермонтовское: «Но я люблю — за что, не знаю сам — её степей холодное молчанье», гоголевская «Шинель» и многое другое — не пустой звук, а корневая основа воспитания нашего народа на протяжении нескольких веков.

С именами «провинившихся», по мнению либералов, русских классиков связано создание как неповторимого народно-поэтического языка, так и образа самого Человека — с его трепетной душой, как у толстовского Платона Каратаева, всемирной отзывчивостью, как у князя Мышкина Достоевского, женской чистотой и верностью, как у пушкинской Татьяны Лариной, неприятием коррупции, как в «Ревизоре» у Гоголя, беззаветным советским патриотизмом, как у Симонова в стихотворении «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» и многим другим.

По-видимому, именно этот ярко выраженный национальный и острый социальный смысл нашей литературы и претит нынешнему Министерству образования и науки, решившемуся на окончательное удушение русского просвещения. Так осуществляется преступный замысел «изменения менталитета через школу», то есть геноцид, посредством образовательных реформ.

Ведь именно на этой литературе в России и в Советском Союзе воспитывались поколения людей, образующих непокорный, непокорённый народ, спасавший Шипку и Плевну, Прагу и Варшаву, выстоявший в блокаду Ленинграда и отстоявший Сталинград.

А с каким народом устремится современная Россия в будущее? С каким умственным и нравственным багажом придут сегодня молодые люди в Российскую армию, в школы, медицинские учреждения, космические центры, дипломатические миссии?

Отношение к русскому языку и русской классике — это в том числе и отношение к русскому народу. Не случайно выпускники чувашских вузов вместе с дипломами получают на память одну из самых современных книг нашего времени — книгу чувашского просветителя Ивана Яковлева «Духовное завещание чувашскому народу» («Халал»), написанную ещё в 1921 году: «Чтите и любите великий, добрый и умный русский народ, таящий в себе неисчерпаемые силы ума, сердца и воли... Народ этот да будет руководителем и вашего развития: идите за ним и верьте в него. Трудна была жизнь этого народа, много горести и несчастий встретил он на своём долгом и скорбном пути, но он не угасил в себе светочей духа и не утратил понимания своего высокого призвания... Русский народ выстрадал свою правду, и нет сомнения, правдой этой он поделится с вами. Верьте в Россию, любите её, и она будет вам Матерью».

Идеологам и исполнителям «нового образования» следовало бы самим приобщиться и растиражировать этот документ, добавив его к учебной программе, а не укорачивать её до преступного минимума. А может быть, чиновников от образования смущает именно это ярко выраженное национальное обстоятельство, которое так пронзительно высказано у Константина Симонова в стихотворении 1941 года: «…что русская мать нас на свет родила, что, в бой провожая нас, русская женщина по-русски три раза меня обняла»? Уж слишком очевидно проявлен антирусский след в обращении чиновников с материалом классики.

Русская литература всегда изучалась в неразрывной связи с нашей историей. Взаимопроникая, они дополняли и уточняли друг друга. Таким образом, посягая на русскую литературу, Министерство образования и науки в очередной раз искажает отечественную историю. Из образовательного процесса выпала и великая воспитательная русская критика, без которой невозможно формирование полноценного гуманитарного сознания учащегося.

«Тесня русскую классику, — говорил выдающийся учёный-филолог, член-корреспондент РАН Н.Н.Скатов, — мы лишаем доверенное нам молодое поколение не только прошлого, мы лишаем его будущего».

«Придёт ли времечко, Когда (приди желанное!..)… Когда мужик не Блюхера и не милорда глупого — Белинского и Гоголя с базара понесёт?» — мечтал когда-то Некрасов. Сегодня мы переживаем самый позорный этап, когда с книжного базара несут и насильственно внедряют в программное обучение не просто случайные книги, но часто и произведения, пронизанные антипатриотизмом и русофобией.

Мы решительно требуем оградить русскую школу от таких экспериментов, от духовной резервации. Мы можем только приветствовать основные положения программы президента РФ о патриотическом воспитании граждан России. Мы поддерживаем идею ста приоритетных книг и ста фильмов для нашей молодёжи, выдвинутую также президентом страны. Но мы никогда не согласимся, чтобы одновременно с этими инициативами наших детей в школе делали в буквальном смысле Иванами, не помнящими родства. Кроме родства кровного, у детей есть духовная родословная — наша великая русская классическая литература.

Мы обращаемся к творческой и научной интеллигенции всей России, ко всему русскому народу, к братским народам Российской Федерации с солидарной просьбой и призывом: защитить наше главное общее богатство — Русское Слово.

Мы должны остаться верными клятве военных лет Анны Ахматовой: «И мы сохраним тебя, русская речь...»

Мы обязаны продолжить миссию нашего национального гения А.С.Пушкина: «Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой, И назовёт меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык».

Руки прочь от наших святынь — великого, могучего Русского Языка и Русской Литературы!

Г.А.Зюганов, Председатель ЦК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Государственной думе; В.С.Никитин, первый заместитель председателя Комитета Государственной думы по делам СНГ и связям с соотечественниками, председатель Координационного совета Всероссийского созидательного движения «Русский Лад»; О.Н.Смолин, первый заместитель председателя Комитета Государственной думы по образованию; Л.Г.Баранова-Гонченко, сопредседатель Союза писателей России; С.Н.Есин, писатель, профессор Литературного института имени А.М.Горького; В.Н.Крупин, сопредседатель Союза писателей России.

Правда, 31 января 2013 г.


Версия для печати
Назад к оглавлению