В.К.Фатеев. Манёвры вокруг Мавзолея

В.К.Фатеев. Манёвры вокруг Мавзолея

По страницам газет

Есть в Ленине Керженский дух,
Игуменский окрик в декретах,
Как будто истоки разрух
Он ищет в «Поморских ответах».
Николай Клюев.

Знаем мы эти еврейские штучки —
Разные Америки открывать
и закрывать.
Владимир Маяковский.

Нынешние российские «демократы» очень не любят Владимира Ульянова. Обвиняют его не то в должностных преступлениях, не то в преступной халатности. Спровоцировал, мол, классовую войну в стране всеобщего благоденствия и счастья. Несмотря на действовавших в России легитимных и продвинутых вождей, выступил в качестве неформального лидера то ли революции, то ли «кровавого переворота». Посмел вчистую переиграть всех своих харизматичных политических конкурентов, не пользуясь «административным ресурсом». Доломал одну империю, основал другую. Был успешным менеджером, но денежных вкладов ни в российских, ни в зарубежных банках не оставил. Не любил церковников и всякие «поповские штучки» и закончил свою жизнь нераскаявшимся атеистом, не отменив ни одного православного праздника в «безбожной» большевистской России. Такой «послужной список» вождя мирового пролетариата явно не по нутру российским «властителям дум».

Один из них — депутат нынешней Государственной думы, член фракции «единороссов» Владимир Мединский, — предложил захоронить тело Ленина. Мысль эта не нова и имеет довольно длинную предысторию, коренящуюся в периоде конца 1980-х годов. Среди множества подрывных либеральных проектов, внедрявшихся правящей «элитой» России в общественное сознание, идея захоронения тела Ленина оказалась наиболее живучей.

Давно канули в небытие затеи с конверсией военного производства, насаждением в России фермерства американского типа, созданием конкурирующих политических партий и многое другое. Но предложения о выносе тела Ленина из Мавзолея и его захоронении «по-христиански» с преданием земле — не то для «упокоения души», не то ради «примирения красных и белых» — время от времени становятся предметом широкого общественного обсуждения. Сегодня после нескольких подобных дискуссий всякому очевидно, что споры на эту тему на деле реанимируют и укрепляют противостояние двух враждующих лагерей без какого-либо намёка на их дальнейшее примирение.

Инициаторов захоронения — писателя Карякина, «комсомолку» Новодворскую и мэра Санкт-Петербурга Собчака — несколько лет назад сменила «президентская» команда в составе знатного кинорежиссёра Никиты Михалкова, губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко и полпреда президента в Центральном федеральном округе Георгия Полтавченко. К этой группе вскоре присоединился и бывший президент Советского Союза Михаил Горбачёв.

Прямо противоположную точку зрения на этот вопрос совсем недавно обнародовал экономист Михаил Делягин, выступивший с утверждением о христианском характере захоронения вождя в Мавзолее на Красной площади.

Аргументация «похоронной команды» хорошо известна: Красная площадь — не кладбище и не место «кощунственной демонстрации» ленинских останков. Надо дать Ленину упокоиться в земле, похоронить его «по-христиански». И ещё: «пребывание мёртвого тела вне гроба и кладбища явная патология и нонсенс».

Трогательная забота бывших партийных секретарей, комсоргов и зав-лабов о христианской репутации Владимира Ульянова поистине умиляет!

Начальница Санкт-Петербурга предлагала «прощание с Утопией» на всякий случай отсрочить, тело вождя пока не трогать, но потом всё равно вынести из Мавзолея и предать земле, сделав это осторожно, чтобы не вызвать вражду поколений.

Бывший полномочный представитель президента в ЦФО в дополнение к знакомым доводам обвинил Ленина в провоцировании всероссийской смуты и разрушении империи и поэтому, по мнению господина Полтавченко, его мощи не должны находиться в центре Москвы.

Хулители Ленина даже не пытаются свести концы с концами, требуя христианского погребения «большевика-безбожника», отвергая его одновременно и как мнимого разрушителя Российской империи, и как отца-основателя и первостроителя новой имперской государственности.

Сторонниками выноса тела из Мавзолея не раз упоминался и самый «убийственный» довод — «личное завещание» Владимира Ильича похоронить его в городе трёх революций «по христианскому обряду» рядом с могилой своей матери. Но хотелось бы знать, кому всё же оставлено упомянутое завещание — соратникам по партии, жене Надежде Крупской или Святейшему Патриарху Тихону? Кто видел сей документ? Почему же он до сих пор не обнародован ревнителями христианской обрядности?

Разве давал революционер и материалист Владимир Ульянов какой-либо повод современникам и нам — потомкам — сомневаться в своих атеистических убеждениях? Почему, наконец, завещание Ленина «обогащать свою память знаниями», «изучать военное дело настоящим образом» и крепить дружбу народов России сторонники погребения выполнять не торопятся, а на неведомом миру похоронном завещании свет сошёлся клином? Ответ прост — завещания нет и в помине. Поэтому оставлю этот вопрос без дальнейших комментариев.

Рассмотрим с привлечением документов и исторических свидетельств перечисленные выше доводы противников сохранения тела Ленина. Прежде всего — их обвинения в нарушении большевиками многовековой традиции устройством на главной площади Москвы «Красного погоста».

Широко известны факты, свидетельствующие о многообразии функций Красной площади в различные периоды её существования. Пространство у восточных прясел кремлёвской стены использовалось как место проведения важных государственных и церковных торжеств. Здесь проходили крестные ходы, устраивались народные гулянья. В разное время на этом обширном пространстве возникали, а затем исчезали погосты, коих насчитывалось не менее шестнадцати.

Один из них находился рядом с белокаменным храмом Троицы, стоявшем на месте храма Покрова «что на рву» (храма Василия Блаженного) до постройки последнего в 1555—1561 годах. После появления этого храма в нём были похоронены почитаемые в народе юродивые Василий Блаженный, Иоанн и Максим. Над их захоронениями позднее были выстроены приделы, являющиеся в настоящее время неотъемлемой частью ансамбля Красной площади.

Об использовании нескольких участков площади в качестве мест захоронений свидетельствуют и многочисленные древние планы столицы.

Так, на «Петровом чертеже» конца XVI века Красная площадь обозначена как «место казней». Здесь же на восточной стороне оборонительного рва, протянувшегося через площадь с севера на юг, изображён ряд церквей, известных как храмы «на крови». Это тринадцать небольших деревянных церковок, поставленных на местах казней времени правления Ивана Грозного родственниками казнённых. Тела жертв хоронились тут же, либо опускались в ров. Эти погосты с церквями изображены также на «Годуновом чертеже», «Сигизмундовом плане», плане «Кремленград» и многих других картографических документах XVI—XVII веков. Во второй половине XVII века церкви были упразднены и разобраны, а их престолы перенесены в храм Василия Блаженного.

Позднее в северо-восточном углу площади возник ещё один погост, где были похоронены защитники и освободители Москвы, погибшие от рук польско-литовских интервентов в 1612 году. Впоследствии над этими могилами на средства Михаила Фёдоровича, первого царя из династии Романовых, был возведён собор Казанской иконы Божией Матери.

Совершенно очевидно, что большевики, разместившие Мавзолей вблизи Сенатской башни Кремля рядом с погостом жертв ноябрьских боёв 1917 года, располагавшимся вдоль кремлёвской стены, следовали многовековой московской традиции. При этом они не затронули ни одного из участков прежних исторических захоронений.

Утверждения о нехристианском характере захоронения тела Ленина также несостоятельны и содержат в себе подвох. Рядовому россиянину внушается мысль о том, что тело вообще не захоронено и что многолетнее его сохранение в усыпальнице чуждо христианско-православной традиции.

Вспомним, что в постановлении Президиума ЦИК Союза ССР в связи с кончиной вождя от 25 января 1924 года, утверждённом II съездом Советов 26 января того же года, говорится о «дне похорон», а пункт 2-й постановления предусматривает соорудить для этой цели «склеп... у Кремлёвской стены, на Красной площади, среди братских могил борцов Октябрьской революции».

В день похорон, 27 января в 15 часов 55 минут, остановилась и замерла вся страна, а по радио и телеграфу передавалось сообщение: «Встаньте, товарищи, Ильича опускают в могилу». В памяти очевидцев сохранилась и сама картина похорон: «...гроб, качнувшись в последний раз на виду у всех, стал тихо опускаться вниз. Вот он проплыл над входом в склеп и скрылся с поверхности земли».

Позднее при обсуждении второго варианта Мавзолея архитекторы сошлись на том, что могила вождя должна быть монументальной и «более подземного характера с небольшой надземной частью». В итоге было осуществлено задуманное.

Таким образом, большевики совершенно осознанно хоронили тело Ленина в могиле (склепе), что делалось сотни и тысячи лет до них по всему христианскому миру и было привычно для православной России. Ленинская могила находилась на существовавшем к тому времени кладбище с захоронениями жертв революционных событий 1917 года. Ничего «антихристианского» в таком способе захоронения не было.

Сохранение тел усопших в пещерах, склепах, криптах, капеллах, саркофагах, раках, реликвариях, открытых и закрытых гробах и вообще без гробов также широко практиковалось как на Руси, так и во многих странах христианского мира.

Историк Александр Нечволодов в известном труде «Сказания о русской земле» подробно описывает способы захоронения и облик многих почивших иноков, столетиями покоящихся в первой русской монашеской обители — Киево-Печерской лавре. Так, согласно историческим свидетельствам, после постройки в монастыре Великой (Успенской) церкви в её притворе в 1091 году был поставлен открытый гроб с мощами преподобного Феодосия — одного из основателей и первых игуменов обители. Мощи простояли здесь 149 лет. Незадолго до разорения Киева полчищами Батыя мощи были спрятаны в основании церкви.

Картина лаврских захоронений в начале XX века была впечатляющей. Историк пишет: «В Ближних пещерах почивают мощи 49 святых, в открытых гробах; в числе этих 49 мощей находятся и мощи Святого Иоанна, отрока Варяга, убитого разъярённой толпой вместе с отцом при великом князе Владимире до его крещения».

Или вот такое: «В Антониевых пещерах почивают открыто, без гробов, двенадцать греков, строивших Великую лаврскую церковь, а именно: четыре зодчих, присланных из Влахернской церкви и восемь живописцев, посланных в 1083 году для украшения церкви живописью».

В этих же Ближних (Антониевых) пещерах «обращает на себя внимание открытый гроб с мощами, над которыми надпись: «Илья из Мурома».

В Дальних (Феодосиевских) пещерах картина та же: «мощи святых угодников: тридцать три почивают в открытых гробах».

Для христианина-западноевропейца в иноческих захоронениях обители также ничего противоестественного не было. Так путешественник XVII века курляндский дворянин Якоб Рейтенфельс писал после посещения им Киева: «Особенно же славится громадными пещерами, искусственно ли, природою ли созданными гора, находящаяся близ Печерского монастыря. Здесь находятся тела св. Елены или Ольги, монаха святого Иоанна и других знаменитых людей, совершенно сохранившиеся и как бы поныне ещё дышащие».

Добавим к сказанному, что у монахов Киево-Печерской лавры до настоящего времени существует обряд переоблачения мощей почивших.

В другом не менее знаменитом Псково-Печерском монастыре захоронения умерших иноков сотни лет также проводились без зарытия в землю. Гробы лиц высокого сана ставились в «Богом зданной пещере», сотни которых находятся в ней по сей день. Здесь же поставлен гроб скончавшегося в 2006 году архимандрита Иоанна Крестьянкина.

Гробы рядовых насельников с 1700 года складывались многоярусными рядами в пещере — гроте. Нижние ряды гробов под тяжестью верхних разрушались, постепенно превращаясь в труху.

Упомянутые способы захоронения умерших без их предания земле известны как в отношении отшельников от мира, так и мирских лиц.

Так, тело умершего в октябре 1791 года светлейшего князя Григория Потёмкина по приказу Екатерины Великой было набальзамировано, положено в гроб и поставлено в склепе ещё недостроенной и неосвящённой церкви Святой Екатерины в Херсоне. Планировалось в дальнейшем соорудить над ним монумент из мрамора.

До 28 апреля 1798 года гроб простоял не засыпанным, тело Потёмкина сохранялось нетронутым. После смерти императрицы узнавший об этом император Павел, испытывавший неприязнь к матери и её фаворитам, приказал тело Потёмкина похоронить в яме, вырытой в склепе. Сам склеп также должен был быть «засыпан землёй и изглажен, как бы его никогда не бывало». Всё было исполнено согласно приказу. Аналогия с предложениями нынешних могильщиков напрашивается сама собой.

В последующее время традиция захоронений с бальзамированием и сохранением тел умерших также продолжала существовать.

Тело выдающегося русского хирурга Николая Пирогова, умершего в ноябре 1881 года в родной деревне Вишня Винницкой губернии, было набальзамировано доктором Выводцевым, специально приехавшим из Петербурга. Пирогов был похоронен в стеклянном гробу в склепе деревенской Никольской церкви. В настоящее время тело Пирогова периодически бальзамируется и сохраняется в склепе в первоначальном состоянии. Два года назад его облачили в новый шитый золотом парадный мундир синего цвета, выполненный по спецзаказу в мастерских Большого театра.

Никаких протестов со стороны светских или церковных властей по поводу пребывания тела Николая Ивановича в нынешнем его состоянии за минувшие 130 лет не отмечено, как, впрочем, и попыток его перезахоронения.

Аналогичные способы захоронений в Европе также не являются редкостью. Но существует и другая культура погребений.

В Вене, например, в криптах некоторых соборов раздельно захоронены тела, сердца и «потроха» членов династии Габсбургов. А в крипте Михаэлькирхе в открытых гробах лежат мумифицированные тела придворных.

Сходным — «европейским» — почерком отмечен характер погребения и место упокоения великого полководца и главнокомандующего русской армией в начальный период Отечественной войны 1812 года Михаила Богдановича Барклая-де-Толли. Выдающийся военачальник скончался в 1818 году на мызе Штилитцен в Восточной Пруссии. Его сердце было похоронено на возвышении недалеко от мызы, а набальзамированное тело перевезено в родовое имение вдовы полководца Бекгоф недалеко от городка Йыгевесте в Эстонии. В 1823 году на средства вдовы Михаила Богдановича в Йыгевесте был построен мавзолей, сохранившийся до наших дней, но мало известный за пределами Эстонии. В подземном помещении мавзолея в настоящее время находятся саркофаги самого генерал-фельдмаршала и его жены. Гробы время от времени открываются. Во время последнего вскрытия отмечалась высокая степень сохранности останков.

Значительно большей известностью пользуются усыпальницы выдающихся исторических личностей в политических и культурных центрах Европы и Америки.

В Париже во всемирно знаменитом соборе Дома инвалидов в мавзолейной тишине покоится прах Наполеона и его маршалов, а в Нью-Йорке на Манхеттене посреди могильного комплекса в специально построенном мраморном мавзолее захоронено тело 18-го президента США Уллиса Гранта и его жены Джулии.

Два закрытых гроба германских гениев Гёте и Шиллера стоят в капелле города Веймара.

В итальянском Палермо в обширных подземных галереях капуцинов покоятся, начиная с XVI века, тысячи мумифицированных и забальзамированных тел. Среди них монахи и множество почётных граждан Палермо. Последней была захоронена в 1920-м году девочка-подросток, тело которой можно и сегодня увидеть прекрасно сохранившимся в стеклянном саркофаге.

Наиболее близким по своему характеру к ленинскому траурному покою является захоронение итальянского певца Энрико Карузо. Тело великого итальянца, умершего 2 августа 1921 года, на следующий день было набальзамировано и выставлено в центральном зале неаполитанского отеля «Везувио». Вскоре был изготовлен большой хрустальный гроб, куда поместили тело. Похороны Карузо состоялись 5 августа. Прах певца был погребён на кладбище Пьянто в Неаполе в специально построенной капелле, где он находится по сей день. В течение многих лет хрустальный гроб был открыт и поклонники со всего мира могли видеть гениального артиста. Многие из них приезжали с патефонами и граммофонами, чтобы слушать его голос, созерцая своего любимца. К гробу был приставлен сторож Дон Гаэтано, постоянно находившийся в капелле. Но в течение лета 1933 года облик Карузо сильно изменился, поэтому было решено гроб закрыть.

Несомненно, европейский опыт бальзамирования и сохранения тел умерших был использован и в ходе работ по сохранению тела Ленина. Этот опыт современной наукой признан удачным и был впоследствии многократно использован при бальзамировании известных политических деятелей и руководителей различных государств.

Особого упоминания заслуживает мавзолейный комплекс с захоронением героя Гражданской войны Григория Котовского в городке Бирзула под Одессой. После гибели легендарного комкора от пули убийцы в августе 1925 года были проведены работы по бальзамированию тела Котовского группой специалистов во главе с профессором Воробьёвым. Мавзолей Котовского был устроен по типу мавзолеев хирурга Пирогова и Ленина. Вначале он состоял лишь из подземной части. На небольшой глубине в специально оборудованном помещении был установлен стеклянный саркофаг, в котором при определённой температуре и влажности сохранялось тело Котовского. В 1934 году над подземной частью было выстроено фундаментальное сооружение с небольшой трибуной. Перед мавзолеем проводились парады, демонстрации и другие торжественные мероприятия.

В августе 1941 года оккупировавшие город Котовск румынские войска надругались над телом комкора, выбросив его в траншею вместе с трупами расстрелянных местных жителей. Но после окончания войны останки Котовского были собраны и сохранены рабочими железнодорожного депо. В 1965 году мавзолей героя был восстановлен в уменьшенном виде.

Таким образом, поклонение мощам Божиих угодников и воздание почестей останкам выдающихся государственных деятелей, военачальников, гениев культуры и науки имеет многовековую традицию, как в Европе, так и в России. Эта традиция способствовала распространению идей гражданского служения и укреплению духа подвижничества, востребованных любым обществом на протяжении всей человеческой истории.

Обвинения господина Полтавченко, предъявляемые Ленину как мнимому зачинщику «всероссийской смуты», можно списать на счёт невежества бывшего полномочного представителя президента Российской Федерации. Очевидцы тех событий видели этот процесс иначе, нежели нынешние хулители Владимира Ульянова.

Так идея «кровавого переворота», авторство которой приписывается Ленину и вокруг которой оттаптываются нынешние российские «демократы», вынашивалась, прежде всего, в среде тогдашней интеллигенции, оппозиционной правящему режиму. Постепенно эта идея приняла вид массового психоза, охватившего буквально все слои российского общества.

Видный общественный деятель России, свидетель и участник судьбоносных событий первой половины XX века председатель Партии конституционных демократов Павел Милюков, обращаясь к событиям начала века, пишет в своих «Воспоминаниях» о случае, с которым пришлось столкнуться на одном из заседаний Вольного экономического общества. В зале по рядам публики ходит интеллигентский котелок, на дне которого лежит записка с надписью: «на в. в.». Когда котелок оказывается на эстраде президиума и попадает в руки автора, один из членов президиума поясняет ничего не понимающему Милюкову, что проводится сбор пожертвований на вооружённое восстание. «На фабриках эти головные уборы делали полный сбор», — отмечает Павел Николаевич и добавляет, что «лозунг вооружённого восстания становился … таким же непререкаемым и сам собою разумеющимся, как прежде лозунг Учредительного собрания и всеобщего избирательного права».

Как известно, российские непорядки и «нестроения» начались гораздо раньше первого появления Ленина на основной исторической сцене и были отмечены, прежде всего, развалом русской армии. Генерал Деникин в книге «Очерки русской смуты» писал о хаосе, поразившем огромную страну в первые годы двадцатого столетия: «Последнее явление не было столь неожиданным, имея страшным и предостерегающим прообразом эпилог маньчжурской войны и последующие события в Москве, Кронштадте и Севастополе... И все тогдашние проявления военного бунта с большей силой ... повторились в 1917 году».

Генерал делает одно очень важное замечание, относящееся к 1917 году: «Следует отметить, что возможность столь быстрого психологического перерождения отнюдь не была присуща одной русской армии. Несомненно, усталость от трёхлетней войны сыграла во всех этих явлениях не последнюю роль, в той или другой степени коснувшись всех армий мира. Брожение армии испытывали и победители».

Описываемые события и настроения и стали прелюдией кровавой Гражданской войны и винить в этом Ленина нельзя — крот истории делал своё дело.

Деникин пишет и о «глубоком духовном перерождении народа, попавшего под власть утробных, материальных интересов». Можно представить, как ужаснулся бы Антон Иванович нынешнему торжеству зла на Руси!

Для полного крушения режима Ленин со своими большевиками вовсе не понадобился, поскольку, по словам генерала: «К началу 1917 года... в государстве не было ни одной политической партии, ни одного сословия, ни одного класса, на которых могло бы опереться царское правительство. Врагом народа его считали все: ...объединённое дворянство и рабочие группы, великие князья и сколько-нибудь образованные солдаты».

Кстати — о великих князьях. Один из них дядя Николая II Великий князь Александр Михайлович писал в 1933 году в парижском издании своей «Книги воспоминаний» о причинах крушения империи: «Имперский строй мог бы существовать до сих пор, если бы “красная опасность” исчерпывалась такими людьми, как Толстой и Кропоткин ... как Ленин или Плеханов... Трон Романовых пал не под напором предтеч советов или же юношей-бомбистов, но носителей аристократических фамилий и придворных званий, банкиров, издателей, адвокатов, профессоров и других общественных деятелей, живших щедротами империи... было совершенно напрасным трудом пытаться угодить многочисленным претендентам в министры, революционерам, записанным в шестую книгу российского дворянства... Как надо было поступать с теми великосветскими русскими дамами, которые по целым дням ездили из дома в дом и распространяли самые гнусные слухи про царя и царицу? Как надо было поступить в отношении тех двух отпрысков стариннейшего рода князей Долгоруких, которые присоединились к врагам монархии?.. Что следовало сделать с графом Витте... специальностью которого было снабжать газетных репортёров скандальными историями, дискредитировавшими царскую семью?.. Что следовало сделать с нашими газетами, которые встречали ликованиями наши неудачи на японском фронте?».

Великий князь подводит итог сказанному: «Описания противоправительственной деятельности русской аристократии и интеллигенции могли бы составить толстый том, который следовало бы посвятить русским эмигрантам, оплакивающим на улицах европейских городов „доброе старое время“».

Обвинять Ленина в разрушении Российской империи, значит валить с больной головы на здоровую. Николай Бердяев — тоже свидетель описываемых событий, — отмечал впоследствии: «Ленин остановил хаотический распад России».

К сказанному следует добавить, что большевики во главе с Лениным заново сформулировали историческую миссию России в тогдашнем мире. Они объединили сотни миллионов людей вокруг идеи социализма и возвратили в сознание русского человека комплекс пассионарности.

Когда-то один из лидеров межрегиональной депутатской группы предложил захоронить тело Ленина и этим подвести черту под советским периодом истории нашего общества. Это общество, мол, «состоялось, но совершенно в другом варианте, чем представлял себе Ленин». Предлагавшиеся проекты нового счастливого общественного устройства в России по либеральным лекалам обернулись блефом. Да и тонка кишка оказалась у отцов-основателей.

Не исключено, что некие неуважаемые нынешней «элитой» харизматичные граждане «подведут черту» под тем, что «состоялось, но в совершенно другом варианте», чем представлял себе какой-нибудь российский либерал, вынашивавший на своей кухне планы создания в стране гражданского общества, скуливший о «свободе личности», «всеобщем покаянии» и «дороге к храму», но оказавшийся на задворках жизни. После известного периода «перестроек» и «реформ» у нынешнего российского общества появилась стойкая аллергия на все забугорное и «прогрессивное», на «белое» и «жёлтое», и оно необратимо «краснеет». Вполне возможно, что и нашим либералам скоро предстоит узнать «с чего начинается Родина». Но к нынешним планам российской правящей «элиты» это общество не будет иметь ни малейшего отношения.


Версия для печати
Назад к оглавлению