А.А.Беленок. Наследники советской истории — творцы будущего

А.А.Беленок. Наследники советской истории — творцы будущего

«История есть не что иное, как последовательная смена отдельных поколений, каждое из которых использует материалы, капиталы, производительные силы, переданные ему всеми предшествующими поколениями; в силу этого данное поколение, с одной стороны, продолжает унаследованную деятельность при совершенно изменившихся условиях, а с другой — видоизменяет старые условия посредством совершенно изменённой деятельности».

К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч. Т. 3. С. 44—45.


БЕЛЕНОК АЛЕКСЕЙ АНДРЕЕВИЧ, социолог (Киев).

Самосознание любого общества берёт свои истоки в истории, символически значимые события которой формируют основу мировоззрения подрастающего поколения — смысловой стержень национальной и гражданской идентичности и жизненной позиции. В этом контексте испанский философ Ортега-и-Гассет совершенно справедливо отмечал: «У прошлого своя правда. Если с ней не считаться, оно вернётся отстаивать её и заодно утвердит свою неправду». (Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. — М., 2007. С. 86). К чему неизбежно приводит забвение, искажение, переписывание истории на потребу дня с позиций презентизма* наглядно свидетельствует современная трагедия украинского народа, ставшего заложником отечественных и зарубежных фальсификаторов советской истории.

Стараниями последних подлинные герои Украины были превращены в изгоев в материальном и моральном плане в нашем обществе, бывшие ландскнехты немецкого нацизма — в освободителей Украины, якобы воевавших одновременно на два фронта — против гитлеровской Германии и сталинской России. Интенсивное более чем 20-летнее оболванивание масс в этом направлении открыло шлюзы для ползучей фашизации страны и установления в ней нового тоталитарного режима, навязывающего многонациональному народу Украины моноидеологическую систему националистических ценностей.

В связи с этим социологическое исследование политических убеждений и ориентаций различных поколенческих групп в украинском социуме, который власть имущие в нашей стране стремятся превратить в Иванов, не помнящих родства, в наше время приобретает значительный не только академический, но и практический интерес.

«История человечества — бесконечная череда поколений, волнами меняющих друг друга, воспринимающих накопленное прошедшими поколениями и вносящих нечто своё для передачи в наследство потомкам. Это своё может быть хорошее и плохое, прекрасное и безобразное, созидательное и разрушительное. И часто всё это переплетается, образуя сложную ткань истории, которую творят люди» — отмечает российский исследователь Ю.Яковец. (Яковец Ю. Послевоенное поколение. — М., 2008. С. 74). Поэтому в изучении политического сознания населения надо исходить из того, что историческая память включает в себя не только индивидуальный опыт, но и прошлый опыт социальной группы, к которой принадлежат индивиды по праву рождения, спрессованный опыт поколений их отцов — дедов — прадедов.

Правнучке классика украинской литературы Василя Стефаника — Олесе Стефаник — принадлежат замечательные слова: «Сегодня очень важно каждому из нас помнить свою родословную. Очевидно, немногие знают, что в древние времена была обязанность знать поимённо свою родословную до седьмого колена. Память о предках является естественной потребностью. Держаться своей родословной, оберегая таким образом семейные реликвии и традиции и передавая их в наследство потомкам, является обязанностью. Когда человек знает, кем были его предки, ценит их, он элементарно находит основу, инстинктивно пытается стать лучше, а это и есть естественное развитие. Рост совести, интеллекта, опыта личностей приводит к росту нации». (Цит. по: Лубчак В. Требовательность — как стиль жизни // День, 5—6 декабря 2014 г.). Это имеет важное значение потому, что «через ушедших людей, их дела и дни мы убеждаемся, что прошлое не ушло. Мы живём в нём, сами того не замечая, оно в нас — в нашем мировоззрении, нравственных нормах, каждодневных мыслях, поступках, образе жизни, языке, наследственных — от деда к внуку — привычках, и уже от человека лично, а также общества, в котором он живёт, зависит степень его духовного родства с предками».( Чивилихин В. Память. — Л., 1983. С. 9).

___

· Презентизм — субъективно-идеалистическое течение в философии и истории, отвергающее возможность объективного познания реального исторического процесса и рассматривающее исторические знания как проецирование в прошлое современных устремлений и желаний историка.

Праворадикальные силы, захватившие власть в Украине в результате февральского (2014 г.) вооружённого государственного переворота в Киеве, спешат переписать историю, которая не укладывается в фальсифицированные рамки её националистической версии. Официально в стране взят курс на уничтожение всего, что связано с советским периодом истории, с пребыванием Украины в едином с Россией государстве. Происходит массовое, без общественных слушаний и тем более местных референдумов, переименование городов и сел, предприятий, улиц и площадей, варварское разрушение памятников выдающимся деятелям советской эпохи. Законы о декоммунизации, противоречащие не только Конституции Украины, но и нормам международного права и практике Европейского суда по правам человека, по сути запрещают коммунистическую идеологию. Ширятся случаи преследования властями граждан за их убеждения, запугивания и даже физической расправы над несогласными со стороны хулиганствующих юнцов при попустительстве правоохранительных органов.

Правонационалистический режим стремится навязать большинству граждан Украины волю, идеологию и порядки агрессивного меньшинства — жалких последышей пособников немецко-фашистских оккупантов. Но как ни стараются нынешние власти вытравить из коллективной памяти украинского народа дату «9 мая 1945 года», это им не удаётся и не удастся.

Об этом свидетельствует небывалый масштаб акции «Бессмертный полк» в текущем году — шествия, во время которого люди несут фотографии своих родных и близких, участвовавших в Великой Отечественной войне, на фронте и в тылу. Эта массовая акция, проводимая в День Победы в России, государствах-членах СНГ и других странах мира, число которых уже превысило 50, по сути превратилась в народный парад победителей. Она состоялась 9 мая 2016 года и в нашей стране — в Киеве, Харькове, Одессе, Запорожье, во многих городах и посёлках Украины. Люди, пришедшие для участия в ней исключительно по велению души, нравственному долгу сердца, образовали живую летопись истории, в которой неразрывна связь поколений победителей и большинства представителей ныне живущих поколений. Участие в акции «Бессмертный полк» рождает у молодёжи чувство гордости за дело дедов-прадедов, сопричастности к большой стране и её великой истории.

Выход на подобные мероприятия является в современной Украине проявлением не только гражданской позиции, но и немалого человеческого мужества. За примерами подобного рода далеко ходить не надо. Так, в прошлом году фашиствующие молодчики пытались сорвать акцию левых сил в Запорожье. В течение семи часов они блокировали представителей прогрессивной общественности города, среди которых были женщины и старики, цинично требовали от них в знак покаяния за «тоталитарное прошлое» встать на колени. Но, зажатые в кольцо, демонстранты не предали свои убеждения, не подчинились произволу новоявленных хунвейбинов. Митингующие — представители разных поколений современной Украины — дали решительный отпор правым экстремистам.

Пока ещё живо героическое поколение, опалённое Великой Отечественной войной, пока в возрастной структуре населения Украины преобладают «рождённые в СССР», они не позволят потомкам последователей гитлеризма украсть у народа Украины память о той священной войне, не позволят украсть Великую Победу.

Правдивая история страны через судьбы простых людей и семей способна выступить действенным лекарством от исторической амнезии, которой больна значительная часть украинского общества, стать мощным консолидирующим фактором денацификации Украины, её переучреждения как государства. Не исключено, что сшивание семейных и родовых уз, продемонстрированное в ходе акции «Бессмертный полк», послужит началом последующего бурного потока воссоединения на новой исторической основе народов Советского Союза, искусственно разделённых в 1991 году предателями новой исторической общности людей — многонационального советского народа.

То, как представители разных поколений и социальных групп относятся к знаменательным событиям в отечественной истории, а также в истории своей семьи, в последнее время становится предметом всё новых и новых социологических исследований. Проблема поколений постоянно вызывает интерес исследователей в перспективе от прошлого к настоящему и будущему. (См.: Семенова В.В. Социальная динамика поколений: проблема и реальность. — М., 2009. С. 257). В этой статье мы используем результаты пилотажного социологического исследования «Молодёжь — история — современность», проведённого среди учащихся старших классов в г. Запорожье в феврале-марте 2015 года методом анкетного опроса. Все опрошенные родились уже после 1991 года, а, следовательно, не имели опыта жизни при советской системе. Наша задача заключалась в том, чтобы на локальном массиве обозначить некоторые общие тенденции, которые могут составить направления будущих исследований.

Как свидетельствуют полученные данные, историю происхождения своей фамилии знает доподлинно 31%, знает частично — 34,5% опрошенных. Итак, около 2/3 учащихся указали, что происхождение их фамилий в той или иной степени им известно. Для тех же 34,5%, для кого их фамилия является тайной, открывается увлекательное направление исследовательской работы.

Фотографии предков как надёжные свидетели прошлого в руках у молодых людей получают «вторую жизнь», выполняя роль хранителя времени, навигатора по родословной. Указали, что дома имеются фотографии прабабушек (прадедушек) — 81% опрошенных учащихся; бабушек (дедушек) — 99%; ордена, медали, награды знаки, грамоты старших членов семьи — 80,2%; другие предметы, являющиеся семейными реликвиями — 61,7%; дневники, переписка родственников — только 37% респондентов. Наиболее распространённым способом хранения семейных фотографий является размещение их в фотоальбоме. Выяснилось, что страницы семейного фотоальбома часто перелистывают 23,4% опрошенных, иногда — 60,5% (см. табл. 1), причём девушки чаще, чем юноши.

Таблица 1.

Распределение ответов на вопрос:

«Как часто Вы перелистываете страницы

семейного фотоальбома?» (%)

Варианты ответов

Пол

Всего

п/п

юноши

девушки

1

Часто

28,6

21,7

23,4

2

Иногда

33,3

70,0

60,5

3

Почти никогда

33,3

8,3

14,8

4

Не имеем семейный фотоальбом

4,8

0

1,3

По данным исследования ФОМа, «респонденты рассматривают семейные фотографии прежде всего в кругу родных и близких, а также когда к ним приходят гости (28%). Чаще всего респонденты знают о тех, кто запечатлён на хранящихся в семье старых фото, поскольку знакомы с ними лично (57%) или слышали рассказы старших родственников (58%); существенно реже (17%) в качестве источника информации упоминались подписи в альбомах или на самих фотографиях» (Семейные фотографии в домах россиян. ФОМ. Еженедельный бюллетень социологических сообщений. Вып. 48 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://bd.fom.ru/report/map/projecs/dominant/dom0748/d074822).

Звеньями, связывающими поколения в семье (в том числе ушедшие), воспроизводящими семейные нарративы,* мифы, легенды, становятся также предметы старины, старые (в том числе антикварные) вещи. Элементы вещной среды, даже самые незначительные на первый взгляд, концентрируют в себе уникальные воспоминания, образующие все вместе и по отдельности коллективную социальную память. Отвечая на вопрос: «С течением времени в каждом доме накапливаются старые вещи, которые и выкинуть жаль, и сберегать негде. Имеются ли такие вещи в Вашей семье?», более 2/3 респондентов (69%) признали существование таких вещей у себя дома.

Британские антропологи А.Аппадурай и И.Копытофф предложили перспективный исследовательский подход, заключающийся в том, чтобы описывать жизнь вещей как биографию. Общая идея такова: «вещи представляют собой не только товар, вещи также включены в социальную жизнь наряду с людьми. Более того, как и люди, вещи проживают социальную жизнь, они имеют биографию, которая может быть исследована как биография человека, т. е. совокупность его жизненного опыта, изложенная в хронологическом порядке. Предлагается выделить три основных периода в биографии вещей: появление, функционирование и исчезновение. Появление предполагает исследование попадания вещи в пользование человека. Под анализом функционирования вещи понимается исследование практик, которые отражают процесс взаимодействия человека с предметами материальной культуры, или практик использования вещей. Анализ продолжительности жизни вещи связан с установлением срока длительности использования вещи». (Цит. по: Гурова О. Бытовые вещи, 1970-е годы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:/ www.iriss.ru/attach_download?objec_id = 000150070125&attach_id).

___

· Нарратив — изложение взаимосвязанных событий, представленных читателю или слушателю в виде последовательности слов или образов. Часть значений термина «нарратив» совпадает c общеупотребительными словами «повествование», «рассказ». (См.: https://ru.wikipedia.org/wiki/Нарратив).

Не только формальная принадлежность к прошлому, а тот факт, что они были современниками тех или иных исторических событий и замечательных людей, наделяет старые вещи особой ценностью, придаёт им чарующую силу, способную оказывать неподдельный эмоциональный эффект. «Чем больше в доме старых (и старинных) вещей, тем квартира уютнее. Хорошо знакомые, старые вещи — вещи очеловеченные. Старые вещи, с которыми человек живёт бок о бок многие годы, — это как компания старых друзей, в чьём обществе ты чувствуешь себя уверенно и спокойно. Если уютное связано прежде всего с частной жизнью, то домашние вещи можно сравнить с родными людьми». (Лишаев С. Феноменология уютного (К эстетической характеристике дома и домашних вещей). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:/www.phil63.ru/files/mix_04_007.pdf).

В ходе нашего исследования мы решили выяснить судьбу старых вещей, хранящихся в семьях учащихся. Ответы на вопрос: «Вспомните, что Вы делали со старыми вещами за последние годы?» распределились следующим образом: выбрасывали как мусор — 38,3%; использовали для домашних нужд (на кухне, даче, в гараже) — 37%; отдавали близким людям — 34,6%; отдавали кому-нибудь из людей — 32,1%; сохраняли в подвале, на чердаке (антресоли) — 28,4%; сдавали в комиссионный магазин — 6,2%; отдавали в благотворительный фонд — 6,2%; продавали — 4,9%; обменивали на другие вещи — 4,9%; сдавали в пункты приёма макулатуры, утильсырья — 4,9% (сумма ответов > 100%, т. к. можно было выбрать несколько вариантов ответа). Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в семьях большей части опрошенных старые вещи по мере их износа переадресовывают другим людям. В использовании старых вещей таится немалый резерв: отношение к ним как к мусору высказали 38,3% респондентов, зато ни один респондент не отметил сдачу той или иной старой вещи в музей. А ведь то, что простые люди в скученных жилищах считают хламом, может в условиях музейной экспозиции превратиться в культурное наследие, достойное внимания и охраны.

Ныне во всём мире социологи фиксируют «бум памяти». Для специалистов из различных областей научного знания стал аксиоматичным тезис о том, что «семейно-историческая память находит выражение через индивидуальную память» (см.: Нора П. Проблематика мест памяти // Франция — память. — М.-СПб., 1999. С. 17—50), которая наглядным образом визуализируется в предметно-вещественной среде. Создаются музеи (государственные и частные), предметом исследования которых становятся многие аспекты повседневной жизни различных слоёв общества в определённые исторические эпохи. Философы выделяют следующие подуровни жизни вещи: «а) позитивная феноменология вещи: порождение и целостное аутентичное бытование вещи в пространстве и времени; б) негативная феноменология вещи: ветшание, разрушение, утрата, отсутствие вещи; в) бытование вещи в неаутентичных вторичных формах репликации или копии». (Толочко П. Академическое мнение // Рабочая газета, 14 мая 2015 г.). Сегодня, когда в украинском обществе заметно усиливается интерес к истории ХХ века, воссоздать образ советской эпохи, которую нынешние учащиеся не застали лично, через призму быта, занятий, практик, типичных вещей тем более необходимо поспешить, пока живы свидетели тех времён, пока не утрачены многие предметы быта в семьях (антикварных магазинах, вещевых рынках и т. д.).

Выявить представления молодого поколения о советской эпохе позволяют ответы учащихся на вопрос анкеты: «С какими словами (событиями, явлениями, вещами) Вы ассоциируете слово „СССР” (Советский Союз)?». Как известно, о советском периоде истории Украины нынешние юноши и девушки знают только по рассказам старших, из книг, материалов СМИ, фильмов, уроков истории. Среди теневых сторон жизни в СССР учащимися назывались: авторитарный характер советского общества, принудительный коллективизм, господство и насаждение одной идеологии, запрет на общение с заграницей, цензура, отсутствие свободного обсуждения всех альтернатив общественного развития, перебои с продовольствием и самыми необходимыми промтоварами (особенно в так называемую эпоху застоя и период «перестройки»), скудость и ограниченность быта, серость архитектуры и однообразие одежды. Вместе с тем, учащиеся указывали, что в социальной жизни тогда доминировали коллективные цели и общегосударственные интересы. Респонденты также указывали на наличие в советское время нравственных рамок, ощущения нормы (насколько верной и целесообразной — отдельный вопрос), идеалов пусть и декларируемых, но в основе своей гуманных, рассчитанных на всех. Распространённым в молодёжной среде является мнение, что тогда у людей существовали чёткие представления о жизни, были гарантии стабильности, доминировало чувство уверенности в завтрашнем дне. Дружеская атмосфера, культивирование взаимопомощи в советское время, упоминаемые в анкетах, очевидно, контрастирует с атмосферой взаимного недоверия в рыночное время, со взаимной конкуренцией работающих и даже учащихся.

Как свидетельствуют полученные данные, наиболее часто упоминаемые типы ассоциаций по поводу СССР, следующие: жестокость советского режима (репрессии, ГУЛАГ и т. д.) — 28,4% упоминаний; «Сталин» — 24,7%; экономическое благополучие (стабильность, низкие цены и т. д.) — 19,8%; угнетение народа (контроль, цензура и т. д. ) — 19,8%; Вторая мировая война и/или Великая Отечественная война советского народа как её составная часть — 18,5%; дефицит товаров (очереди, купоны) — 17,3%; «коммунизм» — 17,3%; конкретные виды продуктовых изделий (мороженое и др.) — 11,1%; фильмы и мультфильмы того периода — 11,1% (сумма ответов > 100%, т. к. можно было выбрать несколько вариантов ответа). Анализ представлений респондентов об СССР позволяет утверждать, что учащиеся имеют несбалансированное представление об истории Украины в ХХ веке, их оценочные ассоциации в отношении СССР в 2,5 раза чаще касались негативных аспектов жизни в той стране, чем позитивных. Из безоценочных ассоциаций в ответах респондентов в 2,5 раза чаще фигурировали те, которые соотносили образ СССР с государством, нежели с человеком и его повседневной жизнью.

Справедливо указывая на крупные ошибки и даже изъяны, допущенные в ходе строительства социализма, нечестно замалчивать светлые стороны того периода, по-настоящему прорывные достижения советского проекта. Среди безусловных достижений страны в ХХ веке, которые нельзя замалчивать — ликвидация неграмотности, введение массового среднего и высшего образования, создание мощной промышленности, масштабные космические программы, бесплатная медицина. В то время были в полной мере обеспечены права граждан на труд, бесплатное жильё, образование и медицинское обслуживание, чего не могут добиться даже развитые капиталистические страны, не говоря уже о странах с переходной экономикой, к которым принадлежит Украина. Несмотря на многочисленные несправедливости советского варианта социализма, прививавшиеся тогда высокие идеалы гуманизма, коллективизма, альтруизма, презрение к вещизму и накопительству, отсутствие культа денег не только не потеряли актуальности для современного украинского общества, претерпевшего радикальные капиталистические трансформации, но и являются крайне необходимыми для трудового народа в нынешних условиях повседневной борьбы за выживание на протяжении четверти века.

Огульно очернять советское прошлое гораздо проще, чем взять на себя ответственность за современное состояние Украины, за вывод её из затяжного кризиса. Турбулентные общественно-политические события зимы 2013—2014 годов в Украине свидетельствуют: похоже, оказался не усвоенным один из основных уроков отечественной истории ХХ века, заключающийся в том, что жизнь нельзя перестраивать такими методами — это всегда чревато большими бедами как для людей, так и страны в целом. По авторитетному мнению академика НАН Украины П.Толочко, «государственный народ отличается от негосударственного тем, что берёт на себя ответственность за все этапы своей истории, какой бы она ни была. Если народ говорит о чужой истории, о том, что нас всю жизнь угнетали, а Великой Отечественной не было, то получается, что у такого народа нет своих корней. А сам народ становится «перекати-поле» — куда ветер подует, туда он и покатится. Если на каждом этапе своего развития, после каждого майдана мы будем переписывать свою историю, то у нас ничего не выйдет...». (Толочко П. Академическое мнение // Рабочая газета, 14 мая 2015 г.). Вместо того, чтобы всё, что связано с советским периодом истории Украины подвергать беспощадной и зачастую необоснованной критике, разумнее объективно оценить сильные и слабые стороны тогдашнего социального устройства — хотя бы для того, чтобы сегодня не повторять трагические ошибки прошлого.

История ХХ века неоднозначна и противоречива. Опыт ХХ века неоднороден — различные его отрезки («сталинизм», «брежневский застой», «хрущёвская оттепель», «горбачёвская перестройка») — это весьма различающиеся периоды. Причём, как видно из приведённых метафор, массовое сознание склонно персонифицировать события и целые периоды истории, связывая их с деятельностью тех или других политических лидеров. То обстоятельство, что историческое сознание подвержено внешне незаметному воздействию повседневных перемен, что история ХХ века остаётся сферой глубоких разногласий, а многие аспекты исторического пути Украины за последние десятилетия неоднократно пересматривались, мы выносим за рамки нашего анализа.

Судя по результатам нашего исследования, в качестве наиболее выдающихся исторических событий для Украины в XX веке респондентами назывались шесть событий. Выраженную положительную оценку учащихся получило провозглашение независимости Украины. По мнению большинства респондентов (59,3%) — это главное историческое событие XX века для Украины. На второе месте по числу упоминаний вышла Вторая мировая война и/или Великая Отечественная война как её сердцевина (16%). Также в анкетах учащихся фигурировали голод 1932—1933 годов, разрушение СССР, революция 1917 года, авария на Чернобыльской АЭС.

По ответам на вопрос: «Откуда Вы получаете информацию об истории Украины ХХ века?» выяснилось, что большинство опрошенных учащихся получают соответствующую информацию от учителей (77,7%). Второй по частоте обращений школьников источник — учебники (69,1%). Из Интернета черпают соответствующую информацию 60,4% опрошенных (сумма ответов > 100%, т. к. можно было выбрать несколько вариантов ответа). Далее (в порядке убывания) следуют такие источники исторических знаний: телепередачи (55,5%); рассказы дедушек (бабушек) — 44,4%; рассказы родителей — 42%; посещение музеев (28,4%); люди-свидетели определённых событий (26,9%); экскурсии (21%); чтение газет и журналов (21%). Замыкают список чтение научных трудов (11,1%) и мемуарной литературы (7,4%). Приведённые данные означают, что в большинстве семей опрошенных происходит межпоколенческий обмен политическими оценками, мнениями, прогнозами (отсюда берут начало и положительные образы советского прошлого в сознании части украинской молодёжи).

Интересны ответы на вопрос: «Какой библиотекой Вы преимущественно пользуетесь?» (можно было выбрать несколько вариантов ответа). Исследование показало, что в среде учащейся молодёжи безусловным лидером из библиотечных ресурсов является Интернет и электронные библиотеки (76,5%); причём девушки чаще, чем юноши (80% и 66,7% соответственно) указывали на них. Далее, по мере снижения популярности идут домашние библиотеки (28,4%); школьные (27,2%) и городские (районные) библиотеки — 24,7%. В последних девушки бывают чаще, чем юноши (28,3% и 14,3% упоминаний).

Переход к рынку в соответствии с рекомендациями Всемирного банка и Международного валютного фонда на рубеже 1980—1990-х годов, как теперь становится ясным даже обывателям, означал исторический регресс, реставрацию капиталистического строя, поворот к обществу, где самоцелью является безудержное накопление и нажива в ущерб другим людям и за счёт других. Эволюция массовых представлений о критериях жизненного успеха в рыночном обществе, некоем стандарте, который является мерилом этого успеха, имеет в общественном мнении вполне отчётливые контуры того, как эта успешная жизнь должна выглядеть. В числе самых распространённых в молодёжном сознании критериев успеха — достижение материального достатка (машина, квартира, загородный дом), престижная работа, возможность иметь свой бизнес, побывать в разных странах мира и др. Ныне в постсоветских странах распространены иллюзорные представления о том, что счастье-де определяется исключительно экономическими факторами. «Юноши и девушки ещё не задаются вопросом о том, сколько будет стоить обучение в вузах к тому времени, когда вырастут их дети, или о том, насколько доступными будут медикаменты и лечение к тому моменту, когда они достигнут предпенсионного и пенсионного возраста. Об общей ситуации в мире, неотвратимо идущем к исчерпанию невозобновляемых природных ресурсов, мало кто задумывается, здоровье пока не беспокоит, проблема собственной квартиры — в отдалённой перспективе, а зарплата у выпускников вузов, устроившихся в „хорошую фирму”, часто существенно превышает оклад учивших их профессоров. Все это, безусловно, может порождать своего рода социальную эйфорию и даже порой ощущение избранности молодого поколения, которому суждена совсем иная судьба, чем прожившим трудную жизнь старшим людям советского закала». (Молодёжь: Образ жизни и ценностные приоритеты. — М., 2007. С. 43).

Удовлетворять свои потребности молодые люди намерены, рассчитывая в перспективе добиться более высокого социального положения, чем было у их родителей. Проанализировав ответы учащихся на вопрос: «Оцените, пожалуйста, Ваши жизненные шансы на социальный успех (высокое служебное и материальное положение) по сравнению с Вашими родителями (или одним из них)», можно констатировать, что современная украинская молодёжь весьма амбициозна. Значительное большинство опрошенных (71,6%) считает, что достигнет большего, чем родители, примечательно, что эта самооценка более свойственна девушкам (78,3%), чем юношам (52,4%)). Немалая часть респондентов видит себя в образе повторяющих родительский статус (28,4%), такой взгляд более свойствен юношам (47,6%), чем девушкам (21,7%). Показательно, что ни один из опрошенных не ответил, что достигнет меньшего статуса, чем родители. В ответах на вопрос: «В какой степени Вы лично готовы к тому, чтобы сделать свою жизнь такой, какой Вы её себе представляете?», мнения учащихся разделились почти поровну: целиком готовы, считают себя в состоянии самостоятельно строить свою жизнь — 46,9%; не совсем готовы — 49,4%; пока не готовы — 3,7%. Причём юноши оказались более самокритичны по данному вопросу — согласно их ответам, не совсем готовы к жизнетворчеству 61,9%; целиком готовы — 33,3%. Среди девушек соотношение меняется — 45,0% и 51,7% соответственно. Возможно, девушкам свойственна большая целеустремленность в процессе жизненного проектирования.

При том, что старшие возрастные группы отличаются определённой консервативностью, а их жизненные траектории были связаны с известными трудностями, лишениями и преодолением невзгод, и им достаточно непросто встраиваться в современный ритм жизни, они были и остаются людьми преимущественно коллективистской ориентации. А вот открытая любым технологическим изменениям, социально и территориально мобильная молодёжь исключительно прагматична, ориентирована в первую очередь на решение собственных проблем (кстати, интересный, правда, малоизученный феномен представляют молодые люди, рожденные в 1990—2000-е гг., но «впитавшие» в себе ценности советских поколений). Старшие поколения граждан Украины не были в массе своей заражены вирусом потребительства. Зато молодёжь, социализированная в условиях становления рыночной экономики, хочет жить в обществе потреб-ления и вовсю пользоваться его благами, а не наблюдать их со стороны.

Точки разрыва поколенческой преемственности в постсоветскую эпоху можно проследить из «чтения» табл. 2. (См.: Постникова М.И. Психология отношений между поколениями в современной России. Автореферат на соискание ученой степени доктора психологических наук. — С.-Петербург, 2011. С. 29).

Таблица 2.

Поколенческая иерархия ценностей

по М.И.Постниковой (2011 г.)

Поколения

Терминальные ценности

Сферы жизни

значимо

незначимо

значимо

незначимо

1-е поколение

(люди старше

61 года)

— собственный

престиж;

— активные

социальные

контакты.

— высокое

материальное

положение;

— развитие

себя.

—общественная

жизнь;

—семейная жизнь.

— обучение и

образование;

— профес-

сиональная

жизнь.

2-е поколение

(люди от 46

до 60 лет)

— высокое

материальное

положение;

— собственный

престиж.

— развитие

себя;

— достижения.

— семейная

жизнь;

— профессио-

нальная жизнь.

— обучение и

образование;

— общест-

венная жизнь.

3-е поколение

(люди от 31

до 45 лет)

— высокое

материальное

положение;

— креативность;

— развитие себя.

— собственный

престиж;

— активные

социальные

контакты.

— профессио-

нальная жизнь;

— обучение и

образование.

— общест-

венная жизнь;

— увлечения;

— семейная

жизнь.

4-е поколение

(люди от 16

до 30 лет)

— развитие

себя;

— достижения.

— собственный

престиж.

— обучение и

образование;

— общественная

жизнь.

— семейная

жизнь.

Нынешние подростки — это люди нового мира, совсем другого, не похожего на тот, к которому привыкли старшие поколения. Индустрия развлечений и массовой культуры продвигает образы жизненного успеха любой ценой, безбрежного гедонизма («оторвись по полной»), соответствующие модели поведения, оказывающие в силу своей эмоциональной окрашенности большее влияние на сознание молодых людей, чем абстрактные рассуждения «о добре и зле». «Устойчивые прежде “жизненные миры” повседневности различных социальных групп подвергаются символическому насилию, критикуются, высмеиваются с тем, чтобы вызвать неудовлетворённость, стремление что-то изменить через изменение потребительских стандартов: поменять старую одежду, мебель, машину на новые не из-за утраты ими реальных полезных качеств, а ради мнимого повышения престижа». (Зарубина Н. Повседневность в контексте социокультурных трансформаций // Общественные науки и современность. 2011. № 4. С. 60).

Из табл. 3 видно, что наиболее часто называемая черта, по которой молодое поколение отличается от старших — большая продвинутость молодёжи в плане технических новинок (в том числе компьютерных) — 28,4% упоминаний. Также зафиксировано максимальное гендерное различие в ответах на данный вопрос: так, о том, что молодёжь менее нравственна и честна по сравнению со старшими поколениями, говорят 9,5% юношей и 20% девушек.

Таблица 3.

Распределение ответов на вопрос: «Какими чертами

отличается Ваше поколение от старших поколений —

ровесников Ваших отцов и дедушек?» (%)*

п/п

Мнение

Пол

Всего

юноши

девушки

1

Молодёжь менее воспитана

9,5

8,3

8,7

2

Молодёжь менее моральна, честна

9,5

20,0

17,3

3

Молодёжь более информирована,

сообразительна, коммуникативна

23,8

25,0

24,7

4

Молодёжь более продвинута в плане технических новинок

(в т. ч. компьютерных)

23,8

30,0

28,4

5

Старшие более ответственны,

трудолюбивы

4,8

5,0

4,9

6

У разных поколений различные ценности

0

13,3

9,9

7

Молодёжь более настойчива, рисковая

4,8

1,7

2,5

8

Молодёжь более раскрепощённая

0

13,3

9,9

9

У молодёжи чаще отсутствуют

своё мнение, тяга к развитию

0

6,7

4,9

* Суммы по столбцам могут быть > 100%, т. к. можно было выбрать несколько вариантов ответа.

Вот лишь некоторые распространённые названия нынешней молодёжи с перечислением тех или иных её черт и атрибутов:

— «поколение Интернета, поколение Google, поколение ЖЖ («молодёЖЖь») или поколение блоггеров — это не просто интернет-поколение, но поколение, легко освоившее принципиально новые формы сетевого самовыражения — ведение дневников и вхождение в социальные сети;

— поколение геймеров или поколение Nintendo — по мнению ряда исследователей, новое поколение полностью идентифицирует себя с компьютером и активно осваивает интерактивные игры;

— поколение myPod (iPod), поколение подкастов, поколение гаджетов, цифровое поколение — многие из тех, кому за 30, даже не подозревают о существовании многих современных технических изобретений, которые молодёжь осваивает с легкостью». (Паутова Л. Новое поколение. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:/fom_generation.files.wordpress.com/2010/01/Sovet_05.pdf).

Для всё большего числа молодых людей Интернет становится не только дополнительным источником информации, а выполняет функции универсального канала коммуникации. От пассивного «блуждания» по сайтам юные пользователи переходят к созданию собственных ресурсов, интерактивных страниц, живых журналов, профилей в социальных сетях. «Новые социальные навыки, связанные с общением в Интернете и включённостью в блоги и социальные сети, красноречиво говорят о том, что молодые индивидуалисты всё же нуждаются в социуме, пусть и виртуальном. Получив то или иное задание, молодой человек сейчас, скорее всего, зайдёт на форум и задаст свой вопрос. Однако здесь кроется и проблема. Социальные навыки нового поколения становятся лучше, однако познавательные — хуже. Эксперты не раз подмечали, что молодые люди хуже справляются с заданиями на аналитику, подбор и оценку информации. Привычка к изобилию информации, информационной „халяве” также может иметь негативные последствия в будущем». (Поколение XXI: структура и «среды» достижительных стратегий. Сводный аналитический отчет. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:/fadm.gov.ru/upload/iblock/578/svodny2-2008.pdf).

Как вытекает из данных, приведённых в табл. 4, более всего учащимся в социальных сетях импонирует роль собеседника (53,1% приверженцев), причём девушкам гораздо чаще, чем юношам (60% и 33,3% соответственно). II место в рейтинге ролей занимает роль друга (45,7%), и здесь девушки опережают юношей (50% и 33,3% соответственно). На III месте — роль наблюдателя (28,4% по выборке, 33,3% и 14,3% среди девушек и юношей соответственно), на IV месте — роль творца (18,5%, 20% и 14,3% соответственно). Те роли, где востребованы лидерские качества, хоть и не набрали много голосов среди учащихся в целом, чаще выбирались юношами, чем девушками (роли наставника, актёра), аналогично скорее мужскими оказались провокационные роли манипулятора и тролля.

Таблица 4.

Распределение ответов на вопрос: «Какая роль

в информационной сети Интернет (социальных сетях)

Вам наиболее нравится?» (%)*

п/п

Роль

Пол

Всего

юноши

девушки

1

Друг

33,3

50,0

45,7

2

Актёр

14,3

3,3

6,2

3

Тролль

19,0

3,3

7,4

4

Посредник

9,5

8,3

8,7

5

Манипулятор

9,5

1,7

3,7

6

Собеседник

33,3

60,0

53,1

7

Защитник

0

6,7

4,9

8

Наставник

14,3

6,7

8,7

9

Наблюдатель

14,3

33,3

28,4

10

Творец

14,3

20,0

18,5

* Суммы по столбцам могут быть > 100%, т. к. можно было выбрать несколько вариантов ответа.

Известный американский антрополог М.Мид выделила в истории различных обществ 3 типа межпоколенческой трансмиссии культуры (ценностей, норм, стандартов):

1) постфигуративную (дети учатся у предков); 2) кофигуративную (дети и взрослые учатся у сверстников); 3) префигуративную (взрослые учатся у детей). Как видим, концепция М.Мида предполагала течение информационного потока и межпоколенной трансмиссии культуры не только от родителей к детям, но и от детей к родителям, однако реалии ХХI века превзошли даже самые смелые догадки социологов столетней давности на этот счёт.

В ходе нашего опроса его участникам было предложено ответить на два вопроса, касающиеся помощи старшим поколениям (отцов и дедов) в овладении современными знаниями и технологиями (например, пользовании компьютером, мобильным телефоном и т. д.). Результаты приведены в табл. 5 и 6.

Таблица 5.

Распределение ответов на вопрос: «Приходилось ли Вам обучать

своих родителей или их ровесников современным знаниям и технологиям (например, пользованию компьютером,

мобильным телефоном и т. д.), консультировать их относительно

тех или других технических новинок?» (%)

п/п

Варианты ответов

Пол

Всего

юноши

девушки

1

Да, часто

23,8

48,3

42,0

2

Да, иногда

71,4

48,4

54,3

3

Нет

4,8

3,3

3,7

Из них вытекает, что как частую подобную помощь охарактеризовали менее половины опрошенных. С учетом градации «иногда» такой «технический ликбез» на 11,1% чаще оказывался родителям или их ровесникам, чем бабушкам/дедушкам или их ровесникам. По отношению к родителям или их ровесникам консультантами часто выступали 48,3% девушек, и только 23,8% юношей (последние, по их ответам, как правило, оказывали родителям эпизодическую помощь).

Таблица 6.

Распределение ответов на вопрос: «Приходилось ли Вам

обучать своих бабушек и дедушек или их ровесников

современным знаниям и технологиям (например, пользованию компьютером, мобильным телефоном и т. д.),

консультировать их относительно тех или других

технических новинок?» (%)

п/п

Варианты ответов

Пол

Всего

юноши

девушки

1

Да, часто

42,9

41,7

42,0

2

Да, иногда

42,9

43,3

43,2

3

Нет

14,2

15,0

14,8

Для большинства опрошенных учащихся ролевые модели поведения чётко определены по гендерному признаку. При анализе данных табл. 7 бросается в глаза, что юноши гораздо чаще (почти вдвое), чем девушки, видят себя в будущем успешным человеком, зато девушкам, скорее, присущ взгляд на себя в будущем как на специалиста, профессионала в избранном деле. Рыночное время, очевидно, повлияло на то, что образы хорошего семьянина (супруга, мамы), а также просто счастливого человека получили, судя по ответам девушек, предпочтения меньше ожидавшихся, хотя они и опережают своих сверстников-юношей по этим позициям.

Таблица 7.

Распределение ответов на вопрос:

«Кем Вы видите себя в будущем?» (%)*

п/п

Образ «Я»

Пол

Всего

юноши

девушки

1

Успешный человек

42,8

23,3

28,4

2

Хороший, интересный человек

19,0

18,3

18,5

3

Специалист, профессионал

28,6

68,3

58,0

4

Хороший семьянин

(супруг, родитель)

4,8

25,0

19,8

5

Счастливый человек

4,8

16,7

12,3

* Суммы по столбцам могут быть > 100%, т. к. можно было выбрать несколько вариантов ответа.

Вопрос «В какие времена Вы хотели бы жить?» оказался из разряда тех, отношение к которому наиболее рельефно соотносится с гендерной принадлежностью респондента (см. табл. 8). Как видим, юноши более склонны довольствоваться настоящим временем, девушки чаще готовы «убегать» в прошлые времена и особенно — в будущее.

Таблица 8.

Темпоральные ориентации учащихся

в зависимости от пола респондентов (%)

№ п/п

Варианты ответов

Пол

Всего

юноши

девушки

1

Настоящее время

61,9

41,7

46,9

2

Прошлое время

19,0

30,0

27,2

3

Будущее время

4,8

5,0

4,9

4

Мирное, спокойное,

стабильное время

4,8

15,0

12,3

5

Нет ответа

9,5

8,3

8,7

* Суммы по столбцам могут быть > 100%, т. к. можно было выбрать несколько вариантов ответа.

В целом же молодые хотят жить «здесь и сейчас», в их сознании доминирует ориентация на настоящее, недоверие к опыту старших поколений. Но так ли глубоко молодёжь усвоила опыт старших, чтобы его отрицать? Разве диктат рынка, управляющего потребительскими вкусами и формирующего массовые потребности, не является разновидностью нового товарно-денежного тоталитаризма?

Разве молодёжь была бы против общества:

— в котором люди по-доброму, уважительно относились бы друг к другу, независимо от социального положения родителей, толщины кошелька и/или величины банковского счёта;

— где ценится способность работать сообща и не только за вознаграждение, но и во имя достижения общенациональных целей;

— добившегося того, что свободное время как результат научно-технического прогресса не узурпировалось бы меньшинством — самопровозглашённой «элитой», а служила всестороннему развитию каждого человека?

Используя всевозможные формы и методы исторического всеобуча, учащимся нужно помочь уяснить: подлинная свобода означает реальное равенство социально-экономических и политических прав людей, выравнивание стартовых условий их жизни, обеспечение социальной справедливости в обществе, что невозможно без освобождения от офисного рабства и от тотальной коммерционализации. Решение этой задачи коммунистами должно осуществляться в тесной связи с подготовкой молодого поколения к борьбе за создание нового общества, в котором свободное развитие каждого станет залогом свободного развития всех.


Версия для печати
Назад к оглавлению