• Главная
  • Журнал
  • 2012
  • № 5 (70) 2012
  • Рецензия. Полезное учебное пособие Яковлев В.Н. Горное право современной России (конец XX — начало XXI века). — М., 2012. — 575 с.

Рецензия. Полезное учебное пособие Яковлев В.Н. Горное право современной России (конец XX — начало XXI века). — М., 2012. — 575 с.

Рецензия. Полезное учебное пособие  Яковлев В.Н. Горное право современной России  (конец XX — начало XXI века). — М., 2012. — 575 с.

Работа В.Н.Яковлева написана в духе классического монографического исследования и представляет собой первую учебно-научную монографию или монографическое пособие, посвящённое архиважной проблеме правового регулирования общественных отношений в области использования и охраны недр и содержащихся в них полезных ископаемых.

Эта проблема углубленно освещается в контексте того, что полезные ископаемые, как составная часть природных ресурсов в первородном их состоянии и преобразованном виде, являются важнейшей составляющей производительных сил страны. Всё содержание книги проникнуто заботой о всемерной охране природы и обеспечения экологической безопасности людей, рационального использования добываемых природных ресурсов в интересах народа Российской Федерации. Авторские выводы подкрепляются серьёзными аргументами.

Совершенно верно и обоснованно данное учебное пособие названо «Горное право современной России». В последние годы в РФ широкомасштабно добываются и используются различным образом полезные ископаемые недр, являющиеся неоценимым богатством страны. Причём добываются не только отечественными, но и зарубежными инвесторами.

Научным ориентиром рассмотрения многоаспектных проблем функционирования горнодобывающего промышленного комплекса страны для автора служат конституционные установления, из числа которых на первом плане выдвинуто положение ст. 9 Конституции РФ, где провозглашается, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Это конституционное положение развивается правовой нормой ст. 2 Закона «О недрах», где говорится: «Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории Российской Федерации в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народов Российской Федерации, осуществляются совместно Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации».

Структура рассматриваемой работы соответствует требованиям к структуре пособия, предназначенного для изучения горного права студентами юристами-экологами, будущими специалистами горнопромышленного комплекса по направлениям подготовки 130400 «Горное дело», а также по специальности «Геология, разведка и разработка полезных ископаемых».

Пособие состоит из 23 глав и 68 параграфов.

В первой же главе, названной «Учение о горном праве», впервые в юридической литературе обосновывается и характеризуется горное право как самостоятельная отрасль права, науки и учебная дисциплина. Определяются предмет, система и метод правового регулирования горных отношений, анализируются отношения горного права со смежными природоресурсными отраслями права: экологического, земельного, лесного, водного, фаунистического права, а также с гражданским, административным, конституционным отраслями права.

Признание горного права отраслью права, науки и учебной дисциплиной вполне вписывается в доктрину системы российского права. Важнейшим предметом отрасли или другого структурного подразделения системы права служит сфера жизнедеятельности, в которой складываются соответствующие общественные отношения. В данном случае такой сферой является горнодобывающая отрасль Российской Федерации со сложной структурой возникающих здесь общественных отношений.

В последующих главах рассматриваются нормативно-правовые источники, регулирующие общественные отношения по рациональному использованию и охране недр и содержащихся в них полезных ископаемых; право государственной собственности на недра и право собственности на полезные ископаемые, а также право пользования недрами; проблемы государственного и муниципального управления, государственного контроля и надзора, их функций в области использования и охраны недр; динамика правоотношений недропользования, где анализируются юридические факты, образующие основания возникновения, функционирования и прекращения правоотношений недропользования; правовая охрана недр и полезных ископаемых; правовое регулирование платежей при пользовании недрами; правовые основы раздела полезных ископаемых.

Особо обстоятельно рассматривается юридическая ответственность недропользователей за нарушение законодательства в области использования и охраны недр. Этой проблеме посвящены одиннадцать глав, охватывающие все известные виды юридической ответственности.

В рецензируемом пособии впервые в юридической литературе обосновывается 7 правовых концепций. Первая выражается в том, что в основе возникновения, функционирования, изменения и прекращения экологоприродоресурсного отношения лежит процесс общественного воспроизводства, включающий четыре фазы: производство, распределение, обращение и потребление.

Основная часть экологических и природоресурсных отношений охватывается, а точнее порождается фазой производства. Именно горнодобывающее производство создает условия превращения извлекаемых из недр природных ресурсов в важнейшую составляющую производительных сил страны. Оно является правовым полем регулирования отношений взаимодействия человека и природы, где должны быть научно сбалансированы интересы экономического развития страны и экологической безопасности, всемерно соблюдены меры охраны природы. Данная концепция была выдвинута и обоснована В.Н.Яковлевым ещё в 1988 году в первой в СССР его монографии «Экологическое право». В рецензируемом монографическом пособии глубоко и всесторонне анализируется взаимодействие общества и природы в производственном процессе и других фазах общественного воспроизводства.

Вторая концепция является продолжением первой. Её суть состоит в доказательстве того естественно-природного факта, что экологоприродоресурсные отношения в сфере производственного недропользования возникают, функционируют, изменяются и прекращаются в рамках использования и охраны не только отдельно взятого компонента природной среды (земельного участка, водохозяйственного участка, горноотводного участка, лесного участка), а всего природного комплекса. Последний представляет собой систему функционально и естественно-природно связанных между собой всех других природных объектов, объединенных географическими и иными соответствующими признаками. Реализуя цели добычи конкретных полезных ископаемых, человек (недропользователь) в процессе производственной деятельности воздействует не на один компонент природы недродобываемого полезного ископаемого, а прямо или косвенно затрагивает (разрушает, повреждает, извлекает, загрязняет и т. д.) все известные компоненты природной среды, сосредоточенные в конкретной географической местности добываемого полезного ископаемого.

Третья концепция обосновывает теоретико-правовой вывод о том, что извлекаемые из недр полезные ископаемые не являются продукцией, товаром, создаваемым трудом человека, а произведением самой природы и включение её компонентов в рыночный оборот противоестественно. Поэтому ст. ст. 128 и 136 ГК РФ к отношениям недропользования неприменимы. Более того, с точки зрения морфологического анализа содержание данных статей не выдерживает критики. Обосновывается также вывод о том, что правовые нормы закона «О недрах» (ч. 3 ст. 1.2), наделяющие добытчиков правом собственности на добытые ими полезные ископаемые, юридически и практически являются не верными. Это положение явно вступает в противоречие с общенациональными интересами россиян, закрепленными Конституцией РФ.

Четвёртая концепция является продолжением третьей и опровергает цивилистическую позицию, закреплённую в гражданском законодательстве, посредством которой уравниваются компоненты окружающей среды с обычным товаром, включённым в рыночный оборот.

Профессор В.Н.Яковлев аргументировано доказывает что компоненты окружающей среды, включая недра и полезные ископаемые, в нефилософском смысле являются не «вещью» и не «имуществом». Они не представляют собой также «недвижимое» или «движимое имущество», а являются творением природы, не товаром, созданным трудом человека. Поэтому отношения по их использованию и охране должны регулироваться не нормами гражданского права, а нормами экологического и природоресурсных отраслей права. Автор совершенно верно предлагает отказаться от подхода, корни которого находятся в древнеримском частном праве. Использование и охрана природных ресурсов — это не то, что владение, пользование и распоряжение как совокупность правомочий индивидуального собственника в отношении его вещи.

В контексте этой посылки пятая концепция выражается как раз в обосновании неприменимости древнеримской частно-правовой конструкции о том, что содержание права частной собственности на природные ресурсы, включая недра и полезные ископаемые (месторождения полезных ископаемых), характеризуется тремя элементами: фактическое и юридическое владение, пользование и распоряжение. В реальной действительности названные «собственники» даже близко не соприкасаются с объектами «их собственности», часто находятся в ином географическом пространстве (за рубежом). Они лишь юридически извлекают и пользуются «издалека» прибылью, созданной трудом тружеников горнодобывающих предприятий и не только. Субъектами права собственности не могут быть юридические лица в форме хозяйственных обществ, как сегодня признаны ГК РФ транснациональные нефтегазовые компании («Газпром», «Сибнефть», «Роснефть», «Сахалин-1», «Сахалин-2», «Бритиш кампани Петролиум» и др.). Деятельность названных и иных компаний инвесторов подробно анализируется в пособии-монографии в рамках анализа Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции». И, конечно, как пишет автор, данная проблема нуждается в обстоятельном исследовании российскими учёными-патриотами. Проблема собственнической правосубъектности остро стоит в науке и уже неоднократно нами исследовалась. Жаль, что данной проблемы прямо не коснулся В.Н.Яковлев в своей книге. Это, вероятно, обусловлено тем, что он предназначен в первую очередь и главным образом для студентов, а не для представителей науки.

Шестая концепция, вытекая из рассмотренных выше, состоит в обосновании выделения в системе видов юридической ответственности особого самостоятельного вида, названного автором экологоприродоресурсной ответственностью. Данный вид ответственности подробно анализируется в одиннадцати главах пособия-монографии (13—23 главы) применительно к отдельным компонентам природы, на которые ущербно влияет процесс недропользования (недра, земля, воды, леса, атмосферный воздух).

В этой части учебника также всесторонне рассматриваются: уголовная ответственность недропользователя за экологоприродоресурсные преступления, административная ответственность недропользователя за экологоприродоресурсные правонарушения и материальная ответственность недропользователя за экологоприродоресурсные правонарушения.

Наконец, седьмая концепция. В цепи движения товарно-материальных ценностей (первичного и вторичного предметов труда) от исходного состояния (предметов природы) до конечного продукта важное место занимает так называемый условный предмет труда. Он представляет собой произведение духовного производства, включающее цель, поиск, план, прогноз, проект, научно-исследовательскую, опытно-конструкторскую разработку и т. п. Например, условный предмет труда горнодобывающей промышленности включает теоретические разработки диапазона геологических поисков, экономической оценки месторождений, оценку воздействия на окружающую среду условий их эксплуатации, разработку конкретных мероприятий, обеспечивающих полноту и комплексность извлечения из недр полезных ископаемых, в том числе и мероприятия по охране природной среды от вредных влияний, связанных с добычей полезных ископаемых.

Поэтому весьма важно получение достоверного результата функционирования условного предмета труда в материальном производстве. Достоверности такого результата содействуют также экологические требования, интегрированные в природоресурсные, гражданское, аграрное, трудовое и иные отрасли права. Однако данная область их применения пока слабо изучена. Условный предмет труда материального производства под углом зрения рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды ещё не стал объектом пристального внимания учёных-юристов.

Здесь важно подчеркнуть, что большую роль в рациональном использовании природных ресурсов и охраны окружающей среды могли бы сыграть нормы четвёртой части Гражданского кодекса РФ. Эти нормы могли бы обеспечить регулирование широкого круга общественных отношений, возникающих в процессе духовного производства, то есть интеллектуальной деятельности и внедрения этих результатов во всех фазах общественного воспроизводства.

К большому сожалению, ни в одной из правовых норм в четвёртой части ГК РФ в целом, в частности норм патентного права на изобретения, полезную модель или промышленный образец, патентного права на селекционные достижения, право на топологии интегральных микросхем и иных прав использования результатов интеллектуальной деятельности, не содержится даже упоминания об экологической безопасности. Нормы экологического и природоресурсного права, регулирующие отношения духовного производства, должны применяться на всех фазах общественного воспроизводства.

В заключение можно сделать общий вывод: работа «Горное право современной России (конец XX — начало ХХI века» доктора юридических наук, профессора, Заслуженного деятеля науки РФ В.Н.Яковлева принесёт несомненную пользу в обучении студентов-юристов и студентов — будущих специалистов горнодобывающей промышленности.

 

А.Е.Черноморец,

д. ю. н., проф. (Волгоград).


Версия для печати
Назад к оглавлению