Парад Победы. Из воспоминаний гвардии полковника М.Ф.Клыкова

Парад Победы. Из воспоминаний гвардии полковника М.Ф.Клыкова

Клыков Михаил Федорович (1909—1982) — профессиональный военный, гвардии полковник, участник Великой Отечественной войны 1941—1945 годов. Родился в 1909 году в станице Гиагинской Адыгейской автономной области (ныне Республика Адыгея) Краснодарского края. В начале 30-х годов участвовал в борьбе с кулацким бандитизмом на Северном Кавказе, затем служил на Дальнем Востоке и в Забайкалье. Прошел всю Великую Отечественную войну, участвовал в битвах под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге, в освобождении Белоруссии и Польши, Берлинской наступательной операции. В 1942—1956 годах адъютант и порученец выдающегося советского полководца, Маршала Советского Союза и Польской Народной Республики К.К.Рокоссовского. Находясь в запасе, активно занимался общественной деятельностью, руководил добровольной народной дружиной по охране порядка в порту г. Сочи. Умер и похоронен в г. Сочи Краснодарского края РСФСР.

Ниже публикуется выдержка из воспоминаний М.Ф.Клыкова о Параде Победы 24 июня 1945 года, участником подготовки и проведения которого он был. Текст воспоминаний приводится с сохранением стилистических особенностей оригинала.

* * *

После окончания войны мне была оказана особая почесть, а именно: участие в Параде Победы.

24 мая 1945 года в штаб 2-го Белорусского фронта пришла шифровка из Генерального штаба. В ней говорилось:

«В ознаменование Победы над Германией в Великой Отечественной войне 24 июня 1945 г. в Москве на Красной площади назначается парад войск Действующей армии, Военно-Морского Флота и Московского гарнизона — Парад Победы.

Парад Победы принять Маршалу Советского Союза Г.К.Жукову*. Командовать Парадом Победы Маршалу Советского Союза К.К.Рокоссовскому…»**. И далее шли соответствующие директивы.

В это время мы были в Москве, где К.К.Рокоссовскому 24 мая 1945 года в Кремле Н.М.Шверник*** вручил орден «Победа». Вечером 24 мая в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца К.К.Рокоссовский был на приёме в честь командующих войсками Советской Армии. Здесь же он и узнал, что командовать Парадом Победы будет он.

Пришёл домой Константин Константинович счастливый, в хорошем настроении, стал рассказывать. Как прошёл приём, кем и какие тосты были произнесены. Обращаясь ко мне, с радостной улыбкой сказал: «Ну, Михаил Федорович, в связи с активным участием 2-го Белорусского фронта в Берлинской операции мы заслужили высокую честь — командовать Парадом Победы. И что особенно приятно, Верховный Главнокомандующий сказал — по нашей традиции на Красную площадь принимающий и командующий парадом должны выезжать только на конях. Так что готовься, начищай шпоры, вспомним нашу кавалерийскую службу».

По возвращении из Москвы мы приступили к активной подготовке к Параду Победы. И 10 июня 1945 года сводный полк 2-го Белорусского фронта, состоящий из наиболее отличившихся солдат и офицеров, специальным поездом прибыл в Москву.

Участники Парада Победы сводных полков всех фронтов получали и подгоняли специальное парадное обмундирование, которое до прибытия войск готовили почти все швейные фабрики страны. На поле Тушинского аэродрома сводные полки продолжали строевую подготовку к торжественному маршу. Парадное обмундирование офицерам, генералам, маршалам готовилось по индивидуальным заказам в многочисленных мастерских и ателье Москвы. Обмундирование К.К.Рокоссовскому и мне готовили в ателье Генерального штаба. Мерки с нас снимал закройщик на дому. К парадной форме кавалеристам и командирам выдавались шпоры. Мы с Константином Константиновичем по кавалерийской привычке со шпорами не расставались и на фронте. Затем мы получили великолепные Златоустовские боевые клинки.

Для принимающего Парад Победы Маршала Г.К.Жукова и его сопровождающего подобрали красивых лошадей белой масти по кличке «Кумир» и «Целебс». Для командующего парадом и его сопровождающего подобрали вороных лошадей по кличке «Полюс» и «Орлик». Кстати, эти скакуны были личные лошади Маршала Советского Союза С.М.Будённого*, который любезно и предоставил их нам с К.К.Рокоссовским.

С большим волнением и удовольствием я после пятилетнего перерыва сел в седло и поскакал. И был счастлив, когда С.М.Будённый похвалил меня за кавалерийскую выправку и умение управлять лошадьми, которые были у него, как он выразился, с норовом. Кстати, С.М.Будённый спросил К.К.Рокоссовского, кто его будет сопровождать на параде, могу порекомендовать опытного полковника — наездника. В ответ Константин Константинович заявил: «Благодарю, но сопровождать меня будет Михаил Федорович, мой порученец; едва ли у Вас найдется лучший наездник, чем он».

Далее предстояло лошадей подготовить к параду. Вот тут мне и пригодилась определённая система занятий с лошадьми, которой я овладел в совершенстве, когда служил в кавалерии. Надо подчеркнуть, что лишь лаской и терпеливым отношением человек может воспитать у лошади добрый нрав, спокойный характер и так приучить к командам, что все движения она будет выполнять легко, свободно, без заметного воздействия со стороны всадника.

Я имел специальный пропуск на Красную площадь и в Кремль. По ночам на Красной площади я и готовил лошадь Константина Константиновича и свою к Параду Победы. В период подготовки лошади находились в Москве в Хамовнических казармах, под наблюдением опытных специалистов по выездке лошадей и коноводов. В определённые дни, а ближе к параду ежедневно в 3—4 часа коноводы приводили лошадей в Кремль, разминали их на кремлёвских аллеях, а затем выводили на Красную площадь. Лошади были подкованы специальными подковами с шипами для безопасного движения по брусчатке Красной площади.

Красная площадь была разбита на квадраты, где условно должны находиться сводные полки фронтов. Было обозначено место нахождения Маршала Жукова и Маршала Рокоссовского, место их встречи. Мы полностью воспроизводили действия командующего парадом. Выезжали, встречались, отдавали рапорт, объезжали условные войска. Роль сопровождающего на моей лошади исполнял коновод. Несколько раз, также ночью, мы объезжали Красную площадь с К.К.Рокоссовским.

На Маршала Г.К.Жукова и Маршала К.К.Рокоссовского возлагалась подготовка церемониала Парада Победы, которой они уделяли основное внимание и которая отнимала много времени. Для частых тренировок на лошадях времени у них не хватало. Но поскольку оба они — бывалые, опытные кавалеристы, тренироваться им почти и не требовалось. Последние две репетиции были проведены на площади Тушинского аэродрома и ночью на Красной площади с войсками и оркестром.

Как правило, когда мы по служебным делам приезжали в Москву, я жил на квартире Константина Константиновича. Так было и на этот раз.

Накануне дня Парада Победы Константин Константинович был спокоен, всё было готово. Как показала последняя генеральная репетиция, войска блестяще подготовлены. Он несколько раз повторил слова рапорта и команды.

Раннее утро 24 июня, как обычно, началось у нас с физзарядки, водной процедуры. Затем позавтракали. Хорошее настроение Константина Константиновича не портил и моросящий дождь.

В восьмом часу на машине мы направились в Кремль. Вся Москва в праздничном убранстве, все улицы запружены ликующим народом. На Красной площади и прилегающим к ней улицам выстроились войска. Наши лошади с коноводами находились уже в Кремле и были готовы к параду.

Я проверил правильность седловки, проверили стремя, подтянули подпруги. Перед посадкой на лошадей Константин Константинович, улыбаясь, сказал: «Оказанная честь командовать парадом — это нам награда, Михаил Федорович, за большой и трудный боевой путь, пройденный от Москвы до Берлина, многолетнюю военную жизнь. Так подтвердим звание хороших, бывалых кавалеристов!» — и молодцевато вскочил на лошадь.

К 9 часам войска заняли указанные им места. Мы с К.К.Рокоссовским на вороных конях выехали из Боровицких ворот Кремля и заняли заранее обозначенное место на Красной площади для движения навстречу принимающему парад Маршалу Г.К.Жукову. Вся площадь хорошо просматривалась. Меня не покидало приподнятое праздничное настроение. Не замечая идущего дождя, я любовался и любовался полками войск, стоящими во главе с командующими фронтами, командирами. Все в новых нарядных мундирах, со шпорами и клинками, подтянутые, с замечательной военной выправкой.

В 9 часов 45 минут руководители Ленинской партии, Советского правительства поднялись на трибуну Мавзолея. По трибунам прокатилась волна рукоплесканий. Знатные люди страны и многочисленные гости из-за рубежа приветствовали руководителей, поднявшихся на трибуну Мавзолея.

Наши кони замерли в стоянке, как вкопанные.

С десятым ударом Кремлёвских курантов из Спасских ворот выезжает принимающий Парад Победы трижды Герой Советского Союза Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков.

«Парад, смирно!» — командует дважды Герой Советского Союза Маршал Советского Союза Константин Константинович Рокоссовский, — и мы поскакали навстречу Маршалу Жукову.

Трудно передать словами чувства торжественного волнения и гордости, которые испытывал я, когда скакал по Красной площади на тонконогом изящном вороном коне.

Встретившись напротив Мавзолея с Маршалом Жуковым, Маршал Рокоссовский салютует клинком и отдает рапорт: «Товарищ Маршал Советского Союза! Войска Действующей армии, Военно-Морского Флота и Московского гарнизона построены для парада. Командующий парадом Маршал Советского Союза Рокоссовский», — и передает Г.К.Жукову строевую записку.

Маршал Жуков принимает рапорт и строевую записку. Начинается объезд войск.

Вот Маршал Жуков и Маршал Рокоссовский направляются вдоль фронта застывших войск. Красивое, незабываемое зрелище! Белая лошадь Г.К.Жукова, рядом, отстав на полкорпуса, вороная лошадь К.К.Рокоссовского и сзади на интервал в одну лошадь мы, сопровождающие, на белой и вороной лошади.

Блестят золотом ордена, медали, нашивки парадной формы войск. У всех счастливые торжественные лица. Маршал Жуков здоровается с воинами, поздравляет с Великой Победой! В ответ гремит над площадью многоголосое «Ура!».

Объехав войска, маршалы и их сопровождающие возвращаются к Мавзолею. Спешившись, Маршал Советского Союза Жуков поднимается по ступенькам Мавзолея. Сводный оркестр выходит на середину площади и исполняет «Славься, русский народ!», — музыка Глинки*. Маршал Жуков произносит с трибуны короткую речь, которую заканчивает пламенной здравицей в честь Великой Социалистической Родины — Советского Союза, его Красной Армии и Коммунистической партии — вдохновителя и организатора советского народа в Великой Отечественной войне.

Над площадью гремит троекратное «Ура!». Оркестр исполняет Гимн Советского Союза. Звучат фанфары.

Маршал Рокоссовский подает команду: «Парад, смирно! К торжественному маршу, побатальонно, на двух линейных дистанцию, первый батальон прямо, остальные направо, шагом марш!».

Спешившись, мы передаем коней коноводам и поднимаемся на трибуну Мавзолея. Гремят залпы салюта!

Начался торжественный марш войск. Мимо Мавзолея, мимо переполненных трибун проходят сводные полки фронтов. Открывает Парад Победы сводный полк Карельского фронта. Сводные полки фронтов движутся в той последовательности, как располагались в ходе войны с севера на юг, от Баренцева до Чёрного морей. Фронт за фронтом, полк за полком в сопровождении боевого марша сводного оркестра в 1400 человек.

Над головами воинов алым морем плескались 360 боевых знамён. Едва последние шеренги сводных полков миновали Мавзолей, внезапно оркестр перестает играть. Короткая пауза, полная тишина. Затем тревожная дробь барабанов и на площадь вступает колонна советских солдат, несущих двести вражеских знамен, захваченных в боях с немецко-фашистскими войсками. Несут их солдаты, низко склонив к земле, так, что полотно с отвратительной свастикой волочится по мокрой от дождя брусчатке.

У Мавзолея В.И.Ленина бойцы делают поворот направо, и вражеские знамена летят к подножию Мавзолея. Трибуны взрываются аплодисментами и криками «Ура!».

Мы смотрели на груду мокрых, грязных полотнищ и невольно думалось: пришла долгожданная Победа, мы, воины, помогли своему народу отстоять свободу Родины, вернуть ей мир, и здесь есть частица моего воинского труда.

Но вот опять заиграл оркестр. На Красную площадь вступают войска Московского гарнизона, сводный полк Наркомата Обороны, за ним военные академии, затем мимо трибун на рысях проходит сводный кавалерийский эскадрон на белых лошадях с тачанками и пулеметами. Замыкают парад артиллерия, танки, самоходные орудия.

Парад длился 2 часа. Таких парадов не было за всю историю Советских Вооруженных Сил, и Красная площадь не видела ничего подобного за всё время своего существования.

А на следующий день, 25 июня, в Большом Кремлевском дворце состоялся приём в честь участников Парада Победы. Приём длился всю ночь. Я имел счастье присутствовать на этом приёме.

С тех пор прошло немало лет, но свежи в моей памяти события того знаменательного дня. Это был венец нашей Великой Победы!

Публикацию подготовил

к. и. н. И.В.Карпеев.


Версия для печати
Назад к оглавлению