• Главная
  • Информационный бюллетень ЦК КПРФ
  • Проект деградации страны и вымирания народа. Выступление Председателя ЦК КПРФ, руководителя фракции КПРФ в Государственной Думе Г.А.Зюганова на пленарном заседании 24 октября, посвящённом обсуждению проекта федерального бюджета на 2015—2017 годы

Проект деградации страны и вымирания народа. Выступление Председателя ЦК КПРФ, руководителя фракции КПРФ в Государственной Думе Г.А.Зюганова на пленарном заседании 24 октября, посвящённом обсуждению проекта федерального бюджета на 2015—2017 годы

Проект деградации страны и вымирания народа. Выступление Председателя ЦК КПРФ,  руководителя фракции КПРФ в Государственной Думе Г.А.Зюганова на пленарном заседании 24 октября, посвящённом обсуждению проекта федерального бюджета на 2015—2017 годы

Сегодня мы обсуждаем документ чрезвычайной важности, затрагивающий интересы всей страны, всего нашего общества. Сложная ситуация, в которой Россия оказалась из-за ухудшения внешнеполитической обстановки, вдвойне обязывает нас проявить максимум ответственности при обсуждении бюджетного проекта. Наша сегодняшняя дискуссия должна быть направлена не просто на изменение в лучшую сторону отдельных бюджетных разделов и программ. Она должна способствовать серьёзной корректировке экономической политики государства. Убеждён, что эту политику необходимо корректировать самым принципиальным образом — корректировать ради спасения страны.

На нефтегазовой игле

Во всех заключениях по поводу проекта бюджета отмечается, что он сформирован под влиянием сложных социально-экономических условий, связанных в первую очередь с двумя факторами. Эти факторы — обострившаяся внешнеполитическая ситуация, сопряжённая с введением санкций против России, и не ослабевающая зависимость российской экономики, а значит и бюджетной системы, от мировых цен на сырьё. С тем, что нынешний бюджетный проект верстался в особенно неблагоприятных условиях, нельзя не согласиться. Но при этом мы не можем мириться с тем, что представленный законопроект абсолютно не способствует решению проблем, накопившихся в российской экономике, и важнейших социальных проблем. В первую очередь проект бюджета в его нынешнем виде неприемлем по следующим причинам:

— Этот проект направлен на сохранение нефтедолларовой зависимости и на дальнейшую социально-экономическую деградацию страны. Как и следовало ожидать, в основу бюджетного проекта положены доходы от продажи нефти и газа, от приватизации государственного имущества, от роста налогов, сборов и транспортных тарифов и от увеличения тарифов ЖКХ. При этом в проекте не предусматривается никакого роста доходов от реальной экономики. Следовательно, исключается и модернизация экономики, многократно обещанная властью.

— Заложенные в основу бюджета прогнозы оторваны от реальности. Такой вывод делает не только КПРФ. О том же самом говорят и Счётная палата, и многочисленные аналитики.

В течение двух лет мы наблюдаем стремительное падение темпов роста ВВП. Они снизились с 6% в 2011 году до 0,5%, ожидаемых в текущем, 2014-м. В предложенном проекте предусматривается рост ВВП на 1,2% в 2015 году, на 2,3% — в 2016-м и на 3% — в 2017 году. Но в сравнении с принятым год назад законом о бюджете нынешний проект не предусматривает никакого роста. Наоборот, в нём заложены не только снижение относительных показателей, но и снижение ВВП в абсолютных показателях: в 2015 году — на 2,2 трлн. рублей и в 2017-м — на 3,7 трлн. рублей. За этими безответственными корректировками скрываются триллионы, которые недополучит страна. Это не просто игра цифрами. Это безответственная политика, ведущая к углублению экономической деградации и к дальнейшему обнищанию народа.

Вместо инвестиций — вывод капитала

Важнейшим условием подъёма экономики, который нам не раз сулило правительство, является рост инвестиций. Но, согласно представленным бюджетным прогнозам, даже в 2017 году объём инвестиций не достигнет той суммы, которая прежде прогнозировалась на 2015 год. Согласно предложенным правительством корректировкам, инвестиции снижаются на 2,1 трлн. рублей в 2015 году и на 3,1 трлн. рублей — в 2016-м. Более 5 триллионов за два года — это колоссальные упущенные возможности, колоссальные упущенные ресурсы для развития страны. Но правительство даже не собирается обсуждать те последствия, которые скрываются за этими цифрами. Одновременно снижаются и бюджетные ассигнования на реализацию федеральных целевых программ. В 2016 году снижение составит 201 млрд. рублей, в 2017-м — ещё 117,6 млрд. рублей.

При этом прибыль так называемых прибыльных организаций, заложенная в основных макроэкономических показателях, увеличивается по сравнению с предыдущим прогнозом на 2,5 трлн. рублей — почти на 20%. Спрашивается: почему же при росте прибыли снижаются инвестиции? И напрашивается очевидный вывод: те, кто получает основную прибыль, используя ресурсы нашей страны, не желают инвестировать средства в её экономику.

Согласно базовому сценарию развития России на 2015—2017 годы, на основе которого разрабатывался бюджет, отток капитала из страны в 2015 году составит 50 млрд. долларов, в 2016-м — 30 млрд., а в 2017 году — 20 млрд. Хотя эти прогнозы не назовёшь слишком радужными, но и они выглядят неоправданно оптимистичными. Ведь только за первое полугодие 2014 года из страны выведено не менее 75 млрд. долларов. А по итогам года, согласно прогнозам, суммарный отток капитала составит минимум 100—110 млрд. За период с 2008-го по июль 2014 года компании и банки вывели из России 495,7 млрд. долларов. В рублёвом выражении это 17 триллионов. Вот они — потерянные инвестиции, которые жизненно необходимы нашей стране.

В представленном проекте заложена порочная тенденция снижения той доли ВВП, которая перераспределяется через бюджет. Так, в 2012 году доходы бюджета по отношению к ВВП составляли 20,1%, а по итогам 2014 года, как ожидается, этот показатель упадёт до 19,4%. В 2017 году он снизится ещё существеннее — до 18,4%. Иными словами, на развитие страны из года в год направляется всё меньшая часть ВВП. И эта плачевная ситуация остаётся неизменной более 20 лет.

Из всего реального сектора — только автопром

Правительство утверждает, что в представленном проекте заложен рост расходов на экономику. Но на самом деле рост расходов по разделу «Национальная экономика» предусмотрен только на 2015 год. И составит он 7,8%, то есть не превысит уровня официальной инфляции, которая его полностью нивелирует. А на 2016 год предусматривается уже снижение расходов по тому же разделу на 4%.

Из 135 млрд. рублей, выделяемых под программу «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности», 80 млрд. планируется потратить на поддержку автопрома. А на поддержку тяжёлого машиностроения и металлургии при этом вообще ничего не выделяется. Обделённым остаётся и сельскохозяйственное машиностроение. Новые образцы отечественной сельхозтехники не уступают зарубежной по многим параметрам, в том числе по производительности. Почему же государство отказывается от поддержки этой отрасли? Ведь это как раз одна из тех сфер производства, которые в первую очередь способны обеспечить импортозамещение в ситуации торгово-экономического давления на Россию извне.

В рамках того же раздела «Национальная экономика» ассигнования на сельское хозяйство уменьшены со 170 млрд. рублей в 2014 году до 167 млрд. рублей в 2015-м и остаются на уровне 1% от общей суммы расходов федерального бюджета. Значительно урезается финансирование буквально всех программ по развитию сельского хозяйства. Российское село, российское крестьянство по-прежнему обречены за бесценок отдавать свою продукцию перекупщикам, в роли которых зачастую выступают этнические криминальные группировки. Сначала они грабят нашего крестьянина, пользуясь безвыходной ситуацией, в которую его загнала экономическая политика, проводимая властью. А затем грабят на рынках и в магазинах российских покупателей, в десятки раз дороже продавая то, что за гроши приобрели у производителя. Эту проблему правительство тоже не желает ни решать, ни обсуждать.

Расходы на фундаментальную науку снижаются с 0,2% ВВП в 2014 году до 0,1% ВВП в 2017-м. Расходы на прикладную науку за тот же период снижаются с 0,4% ВВП до 0,2% ВВП. О каких инновациях, о какой модернизации экономики можно при этом всерьёз говорить?

Представленный проект бюджета с полной уверенностью можно назвать проектом деградации страны и вымирания народа. Вот конкретные подтверждения этому.

Расходы на ЖКХ в период с 2015 по 2017 год предполагается снизить на 60%. Их доля в бюджете составит всего лишь 0,3%. И это в России, где значительную долю жилого фонда составляет ветхое жильё, находящееся в аварийном или близком к аварийному состоянии. А более 70% граждан при этом получают зарплату ниже средней по стране.

Ни учиться, ни лечиться

Правительство демонстрирует всё более издевательское отношение к системе образования. В 2015 году по сравнению с 2014-ым расходы на образование снижаются почти по всем основным показателям. В целом снижение расходов по разделу составляет 31 млрд. рублей. При этом откровенно игнорируются указы президента № 597 и № 599. Попросту говоря, лишаются финансирования детские сады, дополнительное образование, развитие спорта в сельской местности, программа развития инженерного образования, программа модернизации педагогического образования. Согласно оценкам минобрнауки, на повышение заработной платы в высших учебных заведениях предусмотрено около 60% от реально необходимой суммы. А по оценкам парламентского Комитета по науке и образованию — 0%. КПРФ уже вносила в Думу соответствующий закон, и мы по-прежнему требуем довести уровень расходов на образование до 7% от ВВП.

Ещё более вопиющую безответственность правительство демонстрирует в вопросе финансирования здравоохранения. В стране, где ещё не так давно бесплатную медицинскую помощь мог гарантированно получить любой гражданин, показатели доступности медицинских услуг сегодня снижаются с катастрофической скоростью. И это происходит под лицемерным лозунгом «повышения эффективности медицинского обслуживания и совершенствования системы финансирования здравоохранения». Цифры — упрямая вещь, и они свидетельствуют о лавинообразном снижении расходов на эту важнейшую сферу, предусмотренном в проекте бюджета. В 2017 году расходы на здравоохранение сократятся на 23% по сравнению с 2014-м. А если прибавить официальную и тем более скрытую инфляцию, то реальное снижение достигнет уже 50%.

В прошлом году сокращали расходы на амбулаторное лечение. Теперь обрушились на стационарное. Гарантируемые сегодня государством объёмы и стандарты медицинской помощи явно недостаточны для обеспечения потребностей населения — даже минимальных. Они в 3—7 раз ниже, чем даже в наименее экономически развитых странах Евросоюза. Тут впору говорить не о повышении эффективности, а о прямом способствовании снижению продолжительности жизни россиян. Ведь снижение уровня финансового обеспечения сферы здравоохранения самым прямым образом влияет на продолжительность жизни граждан и уровень смертности. Результат уже налицо. В первом полугодии 2014 года коэффициент смертности повысился в России до 13,3 случая на 1000 человек против 13,1 случая в 2013 году.

И это называется социальным государством?

Откровенно антисоциальную политику демонстрирует правительство и в вопросе поддержки семей с детьми. В проекте бюджета расходы на их поддержку составляют лишь 0,7% от ВВП и демонстрируют устойчивую тенденцию к снижению: 551 млрд. рублей — в 2015 году, 512 млрд. рублей — в 2016-м и 455 млрд. рублей — в 2017 году. Таким образом, общее снижение расходов здесь за два года составит 96 млрд. рублей. Напомню, что в большинстве европейских стран расходы на поддержку семей с детьми составляют от 5 до 7% ВВП.

Кто-то может возразить, что эти страны богаче и благополучнее. Но говорить нужно в первую очередь о том, какова структура бюджета в той или иной стране, какие приоритеты власти в бюджете отражаются, какую часть бюджетных средств государство готово направить на реальную социальную поддержку граждан, на поддержку подрастающего поколения. Проблема России далеко не только в том, что мы — не самая богатая на сегодняшний день страна. Наша главная проблема — в абсолютно антисоциальной идеологии и в абсолютно антисоциальных приоритетах тех, кто управляет российской экономикой и социальной сферой. И проект бюджета, который мы рассматриваем, в полной мере отражает их идеологию и их приоритеты. Власть любит говорить о враждебной роли госдепа США по отношению к России и оценивает эту роль вполне справедливо. Но при этом собственными руками вершит в социально-экономической сфере то, в чём прямо заинтересованы противники нашей страны, собственными руками выполняет ключевые условия «Вашингтонского консенсуса».

Всё чаще мы слышим громогласные заявления высокопоставленных чиновников и депутатов от «партии власти» о необходимости возрождать и развивать самобытную российскую культуру. Но и здесь слова и призывы принципиально расходятся с делами. В представленном проекте бюджета расходы на культуру и кинематографию не составляют даже тысячной доли российского ВВП! Их сумма снизится с 98,4 млрд. рублей в 2014 году до 89,4 млрд. в 2017-м.

Приведённые цифры и факты свидетельствуют о том, что проголосовать за представленный нам проект бюджета — значит проголосовать за снижение уровня жизни наших граждан и за фактическую отмену социальных обязательств перед ними, которые прежде брало на себя государство. Говоря прямо, голосование за подобный проект есть прямое нарушение Конституции.

В долгах как в шелках

Ещё одно доказательство этому — отношение к российским регионам, которое правительство в очередной раз продемонстрировало, верстая проект бюджета. Более половины российских регионов сегодня утопают в долгах. Возможности развивать экономику на своей территории у них по-прежнему крайне ограничены. При этом поддержка регионов из федерального бюджета, осуществляемая через межбюджетные трансферты, в 2015 году снизится по сравнению с 2014-м на 102,6 млрд. рублей, или на 13%. На федеральном уровне сосредотачиваются 72% доходов всей бюджетной системы РФ. В такой ситуации регионы просто обречены всё глубже погружаться в «долговую яму».

Единственный бюджетный раздел, по которому наблюдается стабильный и весомый рост, — это расходы на обслуживание государственного и муниципального долга. С 2015 по 2017 год они вырастут на 151,6 млрд. рублей, то есть на 35%, и составят 584,1 млрд. рублей. Эта сумма на 41% превышает сумму расходов на здравоохранение в том же 2017 году.

В связи с этим нельзя не сказать о совокупном внешнем долге России, который к середине текущего года достиг 720,9 млрд. долларов. Международные резервы по состоянию на июль 2014 года составляли при этом лишь 478,3 млрд. долларов, то есть на 242,6 млрд. меньше. В нынешней ситуации, когда усиливается целенаправленное внешнее давление на Россию, такой дисбаланс между внешним долгом и международными резервами становится крайне опасным.

Рост совокупного внешнего долга страны в основном обусловлен ростом внешних заимствований банковского сектора и так называемого нефинансового сектора экономики. Кредиты, взятые за рубежом, затем вкладываются неизвестно куда, используются абсолютно бесконтрольно. Главные российские должники оказываются совершенно свободны от ответственности перед государством. Но вот когда приходит время погашать долги, они немедленно вспоминают о государстве и о его резервах, которые как будто бы только для них и существуют.

Яркий пример абсурдности и безответственности

Не исключено, что ещё до наступления 2015 года мы будем вносить корректировки в проект бюджета. При этом необходимо ещё раз подчеркнуть: у нас сложилась откровенно порочная практика, связанная с утверждением главного финансового документа страны. Каждую осень мы по одной и той же схеме принимаем проект трёхлетнего бюджета, проправительственное большинство за него голосует, и документ приобретает силу закона. Затем в него по 3—4 раза за год вносятся поправки, которые тоже не соблюдаются. В итоге парламент стараниями «партии власти» сам же и нарушает закон, который принял. Это красноречивая иллюстрация абсурдности и безответственности, царящей в сегодняшней системе управления страной.

Фракция КПРФ никогда не мирилась и впредь не станет мириться с подобным положением дел. Мы не станем голосовать за нынешний проект трёхлетнего бюджета. И мы убеждены, что ответственные политики не имеют ни морального, ни профессионального права поддерживать проект, в котором за липовыми расчётами и необоснованными прогнозами скрываются продолжающаяся экономическая деградация и всё более стремительное обнищание народа.

Этот проект бюджета не имеет ничего общего с задачами возрождения российской экономики и абсолютно не отвечает социальным запросам российских граждан. И одновременно он служит безоговорочным доказательством того, что необходимо самым принципиальным образом менять как сложившуюся социально-экономическую систему, так и ту правительственную команду, которая сегодня управляет экономикой России.


Версия для печати
Назад к оглавлению